Jaguar E-Type: По следам хищника

Jaguar E-Type40 лет назад воздух США словно наполнился древними мистическими поверьями. Банкиры и промышленники, молодые преуспевающие бизнесмены и стареющие плейбои, эстрадные дивы и звезды Голливуда, разом забыв об американском патриотизме, на ура раскупали британские «ягуары». Еще бы: ни «кадиллаки», ни столь любимый американцами «Шевроле Корвет» не способны были тягаться прытью и неповторимым хищническим шармом с новым Jaguar E-Type.

Уильям Лайонс, глава компании Jaguar, сделал себе прекрасный подарок к юбилею. В 1961-м, когда на Женевском автосалоне миру предстал Jaguar E-Type, сэру Уильяму исполнилось 60.

Лайонс был доволен. Он не зря доверился Малькольму Сойеру, сделав его шеф-дизайнером компании. Специалист по аэродинамике, работавший во время войны в «Бристоль Эйрплан Компани», он создал Jaguar D – обтекаемый приземистый автомобиль со старым, зато надежным 253-сильным мотором. Сэру Уильяму даже пришлось поступиться некоторыми принципами: он всегда ревностно следил за фирменной стилистикой кузовов, а Сойер предложил совсем другой дизайн. Но, подчинившись законам аэродинамики, Лайонс не прогадал – Jaguar D продолжил череду спортивных успехов фирмы: в 1955–1957 годах «кошки» выигрывали престижные 24-часовые гонки в Ле-Мане. Несколько машин, приспособленных для повседневных поездок, под обозначением XKSS продали в США любителям клубных гонок.

В громкой новинке 1961 года удалось объединить прыть гоночных машин и комфорт знаменитых британских седанов. На автосалоне в Женеве Jaguar E-Type произвел форменный фурор. Длиннющий капот (настоящий классик!), мускулистые бока и заявленная производителем максимальная скорость в 150 миль/ч (240 км/ч) приковывали к машине толпы любопытных. Скептики ехидно улыбались: мало ли что пообещают рекламщики. Однако после выставки журналисты английского «Автокара», взявшие на тест тот самый выставочный купе, подтвердили: Jaguar E-Type действительно разгоняется до заявленной скорости. И такой автомобиль стоил почти в два раза дешевле самой недорогой модели из семейства «Феррари»!

На автосалоне в Нью-Йорке в апреле 1961-го элегантного британского хищника рекламировала звезда «Плейбоя» Мэрилин Хэнольд. Участь покупателей, особенно американских, была решена. В Штатах Jaguar E-Type превратился почти в фетиш. И ладно бы это были автомобильные журналы, все, как один, украсившие первые страницы английской «кошкой», – им освещать новинки положено. Но чтобы музыканты (от американских до японских), апологеты уходящего уже классического рок-н-ролла, битники и киты нарождающегося хард-рока, выносили на обложки своих альбомов один и тот же автомобиль – такого, кажется, еще не было! Никому тогда еще не известная шведская поп-команда, особо не мудрствуя, присвоила себе имя E-Type.

Кинематографисты не отставали от музыкантов. Ну, на чем ездить детективу-искусствоведу, персонажу Питера 0'Тула в «Как украсть миллион» режиссера Уильяма Уайлера, на чем катать обворожительную героиню, сыгранную блистательной Одри Хепберн? Конечно, на открытом Е–Туре! «Ягуары» мелькали во множестве фильмов – на ровных, как стол, хайвэях, на залитых солнцем набережных, на холеных зеленых лужайках, на фоне старинных родовых особняков.

Более 60 процентов Jaguar Е-Туре продавали в США. Фирма отвечала покупателям взаимностью. Специально для американцев создали версию с автоматической коробкой передач, позднее пришлось даже немного уменьшить мощность двигателя (с 265 до 246 л.с.), чтобы «дикая кошка» уложилась в жесткие экологические нормы США. Кстати, еще при проектировании автомобиля Лайонс настоял на создании купе «2+2», именно в расчете на избалованных, любящих комфорт американцев.

Шли годы. Jaguar почти не менялся (мелкие детали отделки не в счет) и, казалось, совсем не старел. В 1971-м хищник получил новое «сердце» – 12-цилиндровый V–образный двигатель-красавец мощностью 272 л.с. Смелый водитель, вжав педаль акселератора в пол, мог теперь разогнать машину до 100 км/ч за 6,6 сек.

Казалось, «кошке» уготована вечная молодость. Но кризис начала 70-х, сваливший или пошатнувший немало автомобильных китов, не пощадил и легендарный уже при жизни Е-Туре.

В начале 1975 года фирма Jaguar выпустила последние 49 машин Е-Туре. Все они были черными – компания прощалась со знаменитой эпохальной моделью. Всего было выпущено более 72 тысяч экземпляров, что для автомобилей подобного класса – небывалая цифра. Самый последний Jaguar Е-Туре – черный родстер с двигателем V-12 – занял достойное место в заводском музее.

Но история спортивных «ягуаров» на этом, конечно, не закончилась. Вскоре после ухода в отставку модели Е-Туре фирма представила новый XJ-S. Это был очень неплохой автомобиль, но, увы, повторить успех предшественника он не сумел. В конце 70-х небольшая британская компания «Линкс» наладила сборку копий Jaguar Е-Туре. И только через 35 лет знаменитая фирма Jaguar, уже будучи под крылом Ford, представила достойного потомка модели Е-Туре – Jaguar-XK 8. Проектируя эту модель, молодые дизайнеры ориентировались на стилистику именитого предка. И не прогадали – покупатели приняли молодого хищника очень благосклонно. В начале 2001-го, в год 40-летия знаменитой «кошки», миру предстал новый зверь – концептуальный Е-Type, вновь возрождающий славные традиции модели 1961 года...

Ацтеки верили, что Вселенная пережила четыре эпохи. Самой первой была Эпоха Ягуаров, и величественные хищники остались вечными хозяевами мира... Древние были правы – Боги не умирают.

Автор: Сергей Орлов

Категория вне кино: