Джорджио Армани: Постоянное ощущение праздника

Джорджио АрманиВ мире высокой моды существует много имен, одно упоминание которых вызывает самые разные чувства. Для многочисленных поклонников Джорджио Армани его имя – это успех, надежность, стабильность и... постоянное ощущение праздника. В чем причина такого восприятия?

Секрет Армани в его современности и своевременности. Какие бы новые тенденции ни возникали в моде, всегда оказывается так, что его коллекции не идут вразрез с ними, хотя и не следуют им. Зачастую именно классика от Армани сама задает тон чему-то новому в мире моды, избегая, впрочем, навязчивой поучительности и диктата. Дело еще в том, что, в отличие от многих кутюрье, он не меняет своих представлений о моде в угоду рынку, оставаясь верным таким критериям, как элегантность и практичность.

Армани не удивит вас неожиданной новизной линий, кроя или цветовых решений. Основные цвета в коллекциях мастера: черный, белый, серый, темно-синий, бежевый. Практически никогда ничего розового, красный – только в вечерних нарядах, разработкой дизайна которых он занимается лично. Его модели узнаваемы, как узнаваема любимая мелодия, пусть даже в новой аранжировке, с измененными акцентами и тактичными импровизациями.

Об особенностях стиля Армани можно рассуждать бесконечно. Он может восхищать своих поклонников и вызывать раздражение у любителей всего передового в моде. Одно бесспорно: это особый стиль жизни, создаваемый великим модельером вот уже более четверти века. И люди, принявшие его, даже просто прикоснувшиеся к нему, уже не в силах ему изменить, завороженные обаянием творений мастера, ощутившие прикосновение к каждой вещи его умных, заботливых рук. Что же до новаторства, то напомним читателю, что появление в середине семидесятых годов женского делового брючного костюма – дело рук Армани, которого многие и по сей день считают чисто мужским модельером.

Сразу оговоримся: мужчинам просто приятно думать, что мастер творит только для них, да еще и история Дома Armani отчасти подтверждает справедливость этого утверждения. Но лишь отчасти. Дело в том, что в 1974 году впервые под маркой с этим именем появляется именно мужская коллекция одежды. Уже через год, в соавторстве со своим другом Серджо Галеотти, Армани начинает работать над моделями для слабого пола.

А какова она, женщина в стиле Armani? По словам самого модельера, ей когда-то сильно не везло в жизни, но она не сдалась, сделала карьеру да еще и личное счастье обрела. Позволим себе небольшое уточнение образа и процитируем Дэвида Крамберга, менеджера бутика Armani в Москве: «Женщины приходят в бутик Armani тогда, когда перестают быть подружками и становятся женами». Характерно, что для пошива женских пиджаков и костюмов в его коллекциях и по сей день используются так называемые мужские ткани. Кстати, Armani Group не производит собственных тканей, однако закупает их у ограниченного числа высококлассных предприятий, поставляющих свою продукцию исключительно Армани. Безукоризненность кроя и высочайшее качество пошива неизбежно приводят к тому, что практически все от Армани сидит на вас идеально. Вам обязательно захочется начать носить эту одежду как можно скорее. И вот приходит праздник, причем в обычный будний день, когда вы, осознав собственную элегантность и потому ощутив некую приподнятость духа, выходите из дома в костюме от Giorgio Armani. Именно выходите, а не выбегаете, сами, может быть, не замечая того, что движения ваши приобрели плавность и уверенность. На вас оглядываются, и это при том, что в вашей одежде нет ни кричащих цветов, ни вычурности линий. Просто вы уже живете в стиле Армани. Этот стиль остается с вами и в выходные, когда вы, сменив свой костюм на что-нибудь менее формальное из линии Armani Jeans, отдыхаете в домашней обстановке Armani Casa. Мастер уже завоевал вас, задал неповторимый ритм вашей жизни, незримо вошел в нее, стал понятен и близок. Как ему это удалось? Для того чтобы попытаться ответить на этот вопрос, обратимся к некоторым фактам из жизни модельера.

К 1975 году, то есть ко времени основания в Милане своего Дома моделей, сорокалетний Джорджио Армани уже имел за плечами два года учебы в медицинском колледже, службу в армии, увлечение фотографией, оформление витрин в престижном магазине La Rinascente и, что немаловажно, девятилетний опыт работы дизайнером одежды под началом Нино Черутти. Расставшись с Черутти в 1970 году и поработав свободным художником четыре года, Армани создает собственный бизнес. Вскоре ему начинают помогать его сестра, а затем и племянница. Кстати, последняя на сегодняшний день является единственной наследницей дяди, у которого нет своих детей.

Нам представляется несколько натянутой версия о «путевке в жизнь», данной Голливудом миланскому модельеру. Однако справедливости ради отметим, что именно с вышедшего на экраны в 1980 году фильма «Американский жиголо», в котором любимец женщин всех возрастов и национальностей Ричард Гир появляется в одежде от Армани, делая это эффектно и часто, и началась история завоевания американского рынка. С тех пор более чем в сотне голливудских кинолент его платья и костюмы носили такие звезды, как Брюс Уиллис и Джоди Фостер, Сэмюэль Джексон и Леонардо Ди Каприо, Ума Турман, Джон Траволта и Джеки Чан. Кстати, порядком заезженный в прессе и на телевидении эпизод из тарантиновского «Криминального чтива», где Траволта и Турман танцуют под Чака Берри, вряд ли столь же интересен для понимания стиля Armani, как безупречные костюмы сэра Шона Коннери в детективном триллере «Восходящее солнце». Согласитесь, легендарный шотландец – всегда образец элегантности и утонченного вкуса, впрочем, как и его сосед по острову Эрик Клэптон, тоже давнишний клиент кутюрье...

Но вернемся к Америке. И по сей день США – крупнейший рынок экспорта для Armani Group. Видимо, огромная популярность бренда среди населения этой страны, традиционно ориентирующегося на голливудских звезд как на законодателей в мире моды, и стала главной причиной создания таких специально разработанных для США линий, как А/Х Armani Exchange и Giorgio Armani U.S.A. Даже управление деятельностью группы на американском рынке осуществляет отдельная компания, впрочем, полностью контролируемая самим модельером.

Сегодня холдинг Armani Group – это около полутора десятка компаний, занимающихся разработкой дизайна, производством и реализацией одежды, аксессуаров, часов, очков, парфюмерии и предметов домашнего интерьера. Каждая из этих компаний является либо полной собственностью Армани, либо подконтрольна ему. Не так давно он решительно отказался от идеи, возникшей среди его финансовых консультантов, о возможном выпуске акций холдинга в свободное обращение. В то же время в отличие от некоторых Домов высокой моды он не торопится скупать разорившиеся бренды с громкими именами. Его цель – расширение числа производящих компаний, «разгрузка» двух своих предприятий: Simint и Antinea. При этом также не исключается возможность выкупа контрольного пакета акций Gruppo GFT, самого крупного итальянского производителя одежды Армани. Существование двенадцати (!) стилевых направлений, или, как их называют, линий, под именем Армани делает эти проекты весьма актуальными.

Среди этого многообразия отметим линии, уже наверняка известные нашему читателю: Giorgio Armani, Le Collezioni, Emporio Armani, Armani Jeans, Armani Junior и Armani Casa. Сам модельер считает особенно удачными Giorgio Armani (дорогая одежда классического стиля) и Emporio Armani (одежда для молодежи). Отдельного упоминания, на наш взгляд, заслуживают также Armani Neve (зимняя спортивная одежда), Armani Golf и линия Classico, в рамках которой кутюрье с 1996 года адаптирует к современности модели, давно уже ставшие классическими.

В последнее время Армани уделяет все большее внимание аксессуарам, выпускаемым под его именем, среди которых традиционной популярностью пользуются коллекции очков. Если вы привержены этому стилю, вам не обойтись и без домашнего интерьера от Armani Casa. Это тоже дело рук мастера – сама идея создания этой линии родилась у него в процессе смены интерьера в главном его бутике, в Милане, вслед за изменениями в обстановке собственного дома. Кстати, происходила эта смена уже (а может быть, всего лишь) три раза. Российская столица, между прочим, один из считанных городов, где есть счастливая возможность ощутить себя дома у великого модельера, просто посетив бутик Armani Casa.

Кропотливая работа Армани над двенадцатью линиями – яркое свидетельство упорного стремления мастера стать близким каждому, поделиться своим пониманием стиля жизни со всеми. Его модели рассчитаны не только на различные возрастные категории и социальные группы, но и на разные финансовые возможности своих покупателей. Он не ставит перед ними жестких рамок, спектр достаточно широк: от демократичности Armani Jeans до изысканности Giorgio Armani или Borgonuovo 21.

Под специально созданное музыкальное сопровождение посетители этого интернет-сайта сегодня имеют возможность не только увидеть новые коллекции и получить полный список бутиков Armani, но и познакомиться с культурной жизнью некоторых крупных городов мира – одним словом, попытаться, пусть даже виртуально, ощутить «дыхание» стиля Armani.

Ему удается почти во всем по-настоящему важном быть на шаг впереди остальных кутюрье. Он один из первых в мире высокой моды, кто открыл свой книжный магазин (Armani book shop). Вот уже на протяжении пяти лет этот магазин существует в Вечном городе и предлагает своим взыскательным посетителям книги по истории искусства, моды и фотографии. Армани еще шесть лет назад заявил об обязательном технологическом соответствии одежды, выпускаемой под маркой Armani Jeans, самым жестким экологическим стандартам. Он требователен к себе и другим. Подчас очень резкий с членами своей «команды» и жесткий с партнерами по бизнесу, Джорджио Армани являет собой пример настоящего трудоголика. И это при том, что трудно представить себе модельера, более прославленного, чем он: тут и всемирное поклонение, и многочисленные награды, среди которых есть и высшая награда Итальянской Республики. Его творчеству посвящают выставки и шоу, одно из которых, проведенное в 1996 году во Флоренции и носившее гордое название «История Джорджио Армани» («GA.Story»), было поставлено известным театральным режиссером Робертом Вилсоном и поразило зрителей своим великолепием.

Ежедневный труд модельера, напряженный поиск художника остаются для него главным делом жизни. Гениальный бизнесмен, он сам вникает во все тонкости производства; как и положено в любом авторском деле, контролирует процесс на всех его этапах – от закупки тканей до реализации готовой продукции.

Практически нереально встретить в прессе имена дизайнеров, работающих под его началом. Это целая школа, где все контролируется и проверяется самим мастером, а потому и носит его имя. Армани, пожалуй, можно сравнить с его соотечественниками, создателями великих скрипок прошлого, которые ревниво следили за высочайшим качеством творений, покидающих их мастерские.

Каждый день мэтр проводит несколько часов в своем магазине в Милане, общаясь с покупателями. И это тоже часть его жизни, так же как и благотворительность, которой он занимается постоянно, но негромко – очень не любит упоминаний своего имени вне контекста своей профессии. В прошлом году на очередном концерте «Паваротти и друзья», состоявшемся в родном городе великого тенора Модене, стало известно о присвоении Джорджио Армани почетного звания посла доброй воли ООН за организацию кампании помощи афганским беженцам. Напомним читателю, что одной из самых интересных акций этой кампании стал благотворительный рождественский концерт австралийского актера и музыканта Рассела Кроу и его группы, прошедший под патронажем герцогини Йоркской.

Среди друзей Армани – политики и кинозвезды, однако он – нечастый гость на великосветских раутах. Главным для него было и остается его дело – создание и развитие того стиля жизни, который дарит ощущение праздника все большему количеству людей в мире.

Именно этой цели и послужило открытие в октябре прошлого года в Москве самого большого в Европе бутика Giorgio Armani, спроектированного архитектором Клаудио Сильвестрино и разместившегося на месте старых торговых палат по адресу: Третьяковский проезд, дом 1.

В России давно ждали этого события. Армани долго не мог найти подходящего российского партнера. Ведь мастеру было важно, чтобы будущее его дела в России оказалось в надежных руках. И вот результат сотрудничества Armani Group и холдинга Mercury – трехэтажный магазин, интерьер которого, разработанный архитектором Клаудио Сильвестрино, является фирменным стилем Armani: светло-бежевое пространство, огромные зеркала, мебель из эбенового дерева.

Сам модельер не смог приехать на открытие бутика – вместо этого был проведен телемост «Москва–Милан». Но все же, посетив Москву весной нынешнего года, он был приятно удивлен как объемом продаж, так и профессиональной работой персонала, с которым кутюрье очень быстро нашел общий язык, шутил и совершенно не соответствовал своему привычному имиджу «строгого дедушки». Это и неудивительно – здесь, в Москве, ему есть на кого положиться. Тот факт, что Дэвид Крамберг, менеджер бутика Armani в Москве, работает в команде Армани с 1974 года, говорит сам за себя. «Персонал у нас и в самом деле замечательный. Я очень доволен, -– говорит Крамберг. – Кому-то, может быть, не хватает опыта, но я ведь для того здесь и нахожусь, чтобы помогать и учить. Чему учить? Стилю жизни от Армани, конечно».

Возьмем на себя смелость утверждать, что известный бренд пришел на российский рынок не на один год. Ведь число поклонников миланского мастера постоянно увеличивается. А из разговора с Крамбергом становится ясно: бутик Giorgio Armani лишь начало большого проекта. В начале декабря 2002 года здесь же открылся и Armani Casa. «Нам нравится, как развивается наше дело в России, все идет по плану, без резких взлетов и падений, вполне в стиле Армани, – замечает Дэвид Крамберг. – Для нас ведь очень важно радовать наших покупателей постоянно. Кстати, хотите посмотреть кое-что из новой зимней коллекции?»

Пожалуй, не станем утомлять читателей подробным описанием моделей, отметим лишь, что новая коллекция навеяна «Сказками тысячи и одной ночи» и выполнена в традиционных для мастера цветах: черном, белом, серебристо-сером. Изысканный восточный крой, несомненно, доставит вам удовольствие. И вот наш совет: приходите, почувствуйте стиль Armani, прикоснитесь к вещам действительно ручной работы, подарите себе праздник.

Автор: Николай Смирнов

Категория вне кино: