Фильм «Хранитель времени»: Скорсезе всех запутал

Все ждали от Мартина Скорсезе обычную сказку в 3D, с драконами, волшебными шкафами и летающими кораблями. А он всех обманул и сделал «Хранитель времени» еще одним рассказом о том, как он любит кино. 

Не знаю, есть ли такие зрители, кто пришел на «Хранитель времени» и не удивился тому, что он увидел. Пожалуй даже, Скорсезе специально всех запутывал (включая продюсеров) и объяснял, что снимает эдакое сказочное кино впервые в своей карьере. Ну, все, конечно, решили, что это еще один выкидон, вроде «Александра», попытка сыграть на жанровых схемах, снять что-нибудь из ряда вон.

Но Скорсезе сделал все как-то особенно по-своему. Конечно, есть в этом фильме нечто новое для него. Например, главное действующее лицо мальчик вроде Оливера Твиста, сирота, живущий на улице. Только он, хоть ему и приходится подворовывать по мелочам, все-таки не попадает в плохую компанию. Он часовщик-одиночка, и его идея фикс отремонтировать автоматон, оставшийся после смерти его отца и таким образом получить от него некое послание. Потом мальчик встречает девочку и влюбляется в нее. Есть еще злодейский персонаж, которого очень убедительно сыграл Саша Барон Коэн. В целом, взаимоотношения героев и общая атмосфера происходящего очень напоминают «Город потерянных детей» Жене и Каро: то есть, к реализму постоянно примешивается нечто сюрреалистическое, и все время ждешь, что у мира окажется какая-нибудь странная изнанка.

Ощущение волшебства Скорсезе необходимо для того, чтобы подвести зрителя в очередной раз к своей излюбленной идее волшебству кинематографа. О влюбленности Скорсезе в кинематограф знает каждый первый зритель. А каждый второй смотрел его «Путешествие по американскому кино», фильмы об Элиа Казане и Говорде Хьюзе. Каждый третий знает, что Скорсезе вложил огромное количество усилий не просто в популяризацию старого кино, но в его переиздание, и, например, «Я Куба» Михаила Калатозова весь мир увидел благодаря тому, что Скорсезе отреставрировал копию этой картины и издал ее на Западе. А мы уже потом из России качали ее из интернета, потому что у нас такого отношения к классике ни у каких бондарчуков найти нельзя.

«Хранитель времени» продолжает эту традицию, потому что посвящен он первому, по мнению Скорсезе, волшебнику кино Жоржу Мельесу. В фильме рассказывается о том периоде, когда, действительно, о Мельесе знали едва ли несколько человек во всем мире, а он доживал свою жизнь всеми забытый, его фильмы считались утерянными и без странного совпадения обстоятельств так и сгнили бы в безвестности. Скорсезе придумал, как соединить историю мальчика, который ищет себя и вспоминает отца, с биографией одного из основоположников кинематографа. Изобретательнейший сценарий, прекрасно подобранные актеры, массы полуволшебных спецэффектов. «Хранитель времени» фильм прекрасный, в лучшем смысле слова просветительский, таких в России уже давно даже не пытаются делать.

И тем горше предвкушать, как этот фильм провалится в прокате. Потому что наш зритель не хочет учиться. Плевать он хотел на магию Мельеса и на немые фильмы. Никакая волшебная история в Париже тридцатых годов не заставит его смотреть «Хранитель времени». Те, кто придут на этот фильм, потом будут ходить и плеваться, рассказывать своим знакомым, что Скорсезе сдулся и что такого детского кино им не нужно. Те, кто будут слушать отзывы своих знакомых, тем более решат, что Скорсезе пытается их надуть и что трейлер фильма был полным враньем. Они на этот фильм не захотят пойти и выберут какую-нибудь ерунду из тех, что идут в местных многозальниках. Очень, очень жаль этот фильм, который останется непонятым и непринятым так же, как это было с талантливейшим мистификатором Жоржем Мельесом. Может, Скорсезе и этот эффект просчитал и сделал его еще одним реверансом в сторону большого мастера?

Автор: Виктория