Николас Хайек и его "время". Гуру швейцарской часовой индустрии

Николас Хайек

Настало время сигар. Именно так считают разработчики модных часовых коллекций из концерна Swatch Group. К чему эти изыски часов, созданных специально, чтобы вдохновлять своим видом космонавтов, хакеров, дайверов, альпинистов, спортсменов, профессоров и президентов, когда у наслаждения есть своя форма и цвет? Форма и цвет... сигары.

Новые часы Cigar созданы специально для тех, кто умеет наслаждаться временем и желает, чтобы часы на запястье целиком соответствовали этому умению.

В округлом железном тубусе, повторяющем линии сигары, со стилизованной под сигарную ленточку наклейкой Swatch покоятся эти часы. Они – воплощение традиций качества швейцарских часовых мастеров и переменчивого духа времени. Ведь концепция Swatch Group – это смена часов каждый сезон, как галстуков или вечерних платьев, соответствие самым новым веяниям моды.

Двадцать лет назад это могло показаться маловероятным. Для швейцарской часовой промышленности настали не самые лучшие времена. В условиях жесткой конкуренции с производителями из Японии и Гонконга, наводнившими рынок своей продукцией, старые швейцарские добродетели на какое-то время перестали казаться таковыми. Великолепный консерватизм оборачивался старомодностью, педантичная приверженность качеству делала продукт дорогим. За один год продажи швейцарских часов упали на 25 процентов. Банки стали терять интерес к финансированию отрасли. И тогда на сцену выступил мало кому известный бизнес-консультант, будущий гуру современной швейцарской часовой индустрии: Николас Хайек. В те годы он уже весьма успешно занимался бизнес-планированием и как-то раз получил несколько банковских проектов для аналитической оценки. Вместо ожидаемого вердикта о неперспективности отрасли он... предложил объединить часовые бренды Omega, Tissot (объединенные в компании SSIH) и Asuag, с тем чтобы реанимировать производство. Банковские партнеры были почти согласны – но (инициатива, как известно, наказуема) только если сам Хайек будет участвовать в проекте из расчета 51 процента. Николас принял решение: нашел партнеров, собрал деньги и взял на себя руководство контратакой швейцарских часовщиков. На основе старых моделей он придумал самые маленькие в мире часы, артистично окрестив их Delirium («Безумие»). Именно сумасшедший успех Delirium породил империю Хайека – поскольку это и был прообраз Swatch. Ревнивые пессимисты зря сулили провал революционной затее: инспекторы швейцарского качества остались довольны, не были разочарованы и покупатели. Уже к середине 90-х было продано 100 миллионов легких, простых, но модных и надежных часов.

В концерн Хайека, помимо пластикового чуда, входят сегодня 17 часовых марок. В их числе – легендарные швейцарские бренды: Longines, Rado, Blancpain и, конечно, Breguet, недавнее, 1999 года, приобретение империи Хайека. Бессмертное творение Абрахама-Луи Брегета, изобретателя механизма «турбийон», слава которого гремит уже пару веков (помните, из «Евгения Онегина»: «Когда недремлющий Breguet уж прозвонит ему обед...»), переживает сегодня второе рождение. Когда-то среди поклонников этой марки были Наполеон, Талейран, русский самодержец Александр I, сэр Уинстон Черчилль и композитор Артур Рубинштейн. В наши дни именитые приверженцы этих часов могут вспоминать о создателе Breguet с благодарностью каждый раз, бросая уверенный взгляд на запястье. Удивительным образом имя Николаса Хайека, создателя самого, пожалуй, демократичного проекта в мире часового бизнеса, оказалось тесно связано со славой самых дорогостоящих марок – и в этом нет противоречия. Таковы две основные тенденции нашего времени, которые тонко чувствует фонтанирующий идеями Хайек: растущий интерес к роскоши и обостренная мобильность восприятия, настроения, образа. Новые часы выходят каждые полгода – и их очень ждут.

Сейчас Николасу Хайеку 74 года. Его недавнее решение об уходе от дел (с начала 2003 года) многим кажется своеобразным: сдав дела сыну, он остается президентом административного совета Swatch Group, возглавляет отдел любимой марки часов – Breguet, присматривает за развитием Blancpain и Omega, держит руку на пульсе огромного производства: 160 заводов, более 20 тысяч сотрудников. «Ни Моцарт, ни Пикассо на пенсию не выходили», – говорит этот художник от большого бизнеса.

Ритмы огромных городов вдохновили Николаса Хайека еще на одну революцию. Вместе с компанией Daimler Chrysler он создал концептуально новый городской автомобиль-малютку Smart (S – это Swatch, M – это Mercedes, a Art – это, конечно же, искусство...). Разработанный на базе модульных технологий, Smart, подобно часам, может легко менять свой цвет и облик, стремительно преображаясь в соответствии с капризами моды очередного сезона.

Неизвестно, появится ли модификация Smart в форме и в цвете сигары, хотя при артистической дерзости Николаса Хайека это вполне возможно. Время в сцепке с новейшими технологиями неумолимо рвется вперед, и в нем есть место для бизнеса, есть место для игры. Что до Cigar, то эта ограниченная серия – отличная маркетинговая находка «неуемного Хайека» – сразу стала желанной для коллекционеров. И тем из них, кто, подобно нам, неравнодушен к сигарам, эти часы будут напоминать о мгновениях наслаждения, отданных этому прекрасному увлечению.

Автор: Алексей Яковлев

Категория вне кино: