Дровосек - рецензия на фильм

Оригинальное название: The Woodsman
Продюсер: Ли Дэниэлз (Lee Daniels)
Режиссер: Николь Кассель (Nicole Kassell)
Сценарист: Николь Кассель (Nicole Kassell)
В ролях: Кевин Бэйкон (Kevin Bacon), Кира Седжвик (Kyra Sedgwick), Бенджамин Брэтт (Benjamin Bratt), Мос Деф, Дэвид Элан Грайер
Оператор: Хавьер Перес Гробет (Xavier Perez Grobet)
Жанр: драма; детектив; триллер
2004 г, 85 минут, USA

Фильм-призер:
Кинофестиваля "Сандэнс", 2001, лучший сценарий
Бостонского Общества Кинокритиков, 2004, лучший режиссер
Фестиваля Американского кино в Дювилле (Франция), 2004, специальный приз жюри за оригинальность
Международного Фестиваля "Фландерс" в Генте (Бельгия), 2004, Special Mention
Кинофестиваля в Каннах, 2004, лучший саундрек
Кинофестиваля в Лондоне, 2004, награда Рэя Сатьяджита

Фильм снят по мотивам одноименной пьесы Стивена Фехтера. Съемки заняли всего то 28 дней, и проходили в Филадельфии на 15 съемочных площадках.

«Отсидев 12 лет за совращение малолетних, Уолтер (Кевин Бейкон) выходит на свободу. Но был ли он на самом деле виновен или осужден по ошибке? Главный герой не считает себя преступником. Но теперь он должен доказать это и людям, которые встретили его ледяной стеной отчужденности и враждебности. Родная сестра отвернулась от Уолтера, настырный коп следит за каждым его шагом, а работники лесопилки, куда он устроился, – жестокие и злобные, живущие по законам волчьей стаи, готовы разорвать его в любой момент...»

Тема – очень животрепещущая для американцев.
«Когда мне впервые подбросили идею этого фильма во время телефонного разговора, я даже не стал ее обсуждать, а сразу же бросил трубку», – так продюсер Ли Дэниэлс описывает свою первую реакцию на сюжет фильма «Дровосек». «У меня подрастают 8-летние двойняшки, и я понимаю, что существуют определенные табу на обсуждения тех или иных тем».

"Дровосек" получил многочисленные хвалебные отзывы в кинопрессе США, критики назвали его наиболее возможным кандидатом на "Оскара", однако киноакадемики не решились даже номинировать фильм. Разгадка в содержании ленты. И в Голливуде чиновники от кино кладут фильмы на "полку".

Название – многозначно. Тем более, когда имеем только один перевод (Woodsman - лесник, лесоруб, дровосек, человек, живущий в лесу, столяр, плотник).
Герой после возвращения устраивается на работу в деревообрабатывающую фирму. По ходу узнаем, что он хороший мастер по дереву (красивый столик красного дерева, который он в свое время сделал для своего родственника). А еще – тема дровосека из сказки о Красной Шапочке - где добрый дровосек ударом топора убивает злого волка и извлекает из его внутренностей живую и невредимую нимфетку.

Уолтер поселяется прямо напротив начальной школы. Он часто поглядывает на школьный двор с качелями и прочими детскими развлечениями, и это показано в картине тревожаще беспокойно. Но только после того, как Уолтер шагами замеряет расстояние от своего дома до школы, мы понимаем, что это - предписанные условно-досрочным освобождением ярды, ближе которых он не может приближаться к детям.

Проблема педофилии в какой-то мере является табу для публичного обсуждения, но от этого она не становится менее острой. Картина довольно убедительно показывает, что у проблемы есть много сторон, что ее нельзя рисовать только черной или белой краской.
Но в этом мире нет добрых дровосеков, а есть лишь безжалостные и жестокие расчленители хрупких детских тел, орудующие где-то неподалеку от места, где поселился Уолтер.
Уолтер выходит из тюрьмы, но и после нее не может избавиться от педофилии, хотя искренне этого жаждет: каждую неделю он ходит к психоаналитику, чтобы излечиться, но после, очарованный и завороженный, незримо конвоирует по супермаркетам и паркам маленьких соблазнительниц, не в силах отвести от них глаз.

Девушка Викки (Кайра Седжуик), с которой сходится Уолтер на новой работе, до сих пор любит троих своих братьев, которые всю юность беззастенчиво пользовали ее – в хронологическом порядке. Сестра Уолтера больше не желает с ним общаться и прячет от него свою дочь, а ее муж, Карлос (Бенджамин Братт), с благодарностью навещает главного героя, потому что тот единственный вступился за жениха сестры, когда вся семья приняла в штыки «какого-то латиноса».

Сослуживцы Уолтера, узнавшие при помощи стервы-секретарши о его грехах, открывают сезон методичного животного террора, под окном у Уолтера разгуливает педофил из Вирджинии, время от времени увозящий в своей машине маленьких мальчиков из находящейся тут же школы, а по вечерам в гости к главному герою захаживает полицейский сержант Лукас (Мос Деф), с маниакальным упоением и ненавистью рассказывающий об отбросах общества, которые насилуют детей и потому недостойны жить.
Более того, через одну из ключевых сцен, когда Уолтер заводит опасное знакомство с девочкой 12 лет по имени Робин (Ханна Пилкс), наблюдающей в парке за птицами, и делает ей непристойное предложение посидеть у него на коленях, мы узнаем, что отец девочки проделывал с ней куда менее невинные штуки. Это оказывает на Уолтера отрезвляющее действие.

Скажу честно, смотрела фильм только из-за того, что в нем играл Кевин Бэйкон.
Так как здесь все завязано именно на мастерстве этого актера.
Бейкон, готовясь к роли в "Дровосеке", не провел ни минуты в обществе настоящего педофила. "А зачем мне это нужно? – сказал артист. – В каждом из нас живет извращенец. Любой мужчина – это Уолтер".
По единодушному признанию критики, "Дровосек" - лучший фильм в карьере Бейкона, где он наконец-то раскрыл свой талант на все 100%!
"Это актер, которым восхищаются, которого любят за то, что он полностью перевоплощается применительно к разным ролям", – говорит Кассель. – "Он фокусирует свое внимание на каждой мелочи, на каждой специфической детали характера своего персонажа: на походке, на манере говорить, одеваться и т.д."

"Кевин действительно классный парень" – говорит продюсер Дэниэлс. – "Вначале в моей голове даже промелькнула мысль, что он сумасшедший, если соглашается на подобную роль, но сейчас я просто счастлив, что он сделал это. Он привнес в характер Уолтера то, что мы и не планировали: несколько пугающее чувство сосредоточенности. И поэтому, по завершении съемок было очень приятно видеть, что Уолтер исчез, а перед нами снова стоял настоящий Кевин Бейкон".

На протяжении своей актерской карьеры Кевин Бейкон много раз отказывался от главных ролей, которые могли принести ему "Оскара", отдавая их другим актерам. А сам с упоением брался за второстепенную роль маньяка, извращенца, ну на крайний случай – плохого полицейского. В "J.F.K." он "осчастливил" Кевина Костнера, в "Несколько хороших парней" – Тома Круза, а в "Быть Джоном Малковичем" - Чарли Шина. Таких случаев можно вспомнить с десяток.

Чем объяснить такую странность? Как самоуверенно утверждает сам Бейкон, "роли второго плана настолько важны, что на их фоне могут померкнуть даже суперзвезды".

Действительно, Бейкон часто затмевает своих звездных партнеров по съемочной площадке. Но? несмотря на "народную" любовь ему традиционно не достается ни одной приличной награды. Так, в "Таинственной реке" Шон Пенн получил Оскара за главную мужскую роль, Тим Роббинс – за мужскую роль второго плана, а Бейкон – не последний человек в этой троице – не только остался без наград, но его имя даже с постера фильма убрали... Хотя по всеобщему мнению, Бейкон переиграл всех в этом кино.

Бейкон предложил на роль Вики свою жену Киру Седжвик, дважды номинантку на "Золотой глобус" и знакомую зрителю по фильму Оливера Стоуна "Рожденный четвертого июля" и многим другим. "Прочитав сценарий, я понял, что существует очень мало актрис, которые могут выглядеть красиво и сексуально, но при этом ты сможешь поверить, что эта женщина действительно работает на лесопилке", – говорит Бейкон. "Изначально мы очень сильно сомневались в правильности данного решения, т.к. мы женаты, а это может негативно повлиять на съемки, и даже оттолкнуть зрителя, но в итоге наш выбор оказался правильным".

Автор: жемчужина_на_бархате