Мы не ангелы - рецензия на фильм

Мы не ангелы (We're Not Angels)
США, 1989
Режиссер: Нэйл Джордан
В ролях: Роберт Де Ниро, Шон Пенн, Деми Мур

Не правда ли звучит заманчиво? Нэйл Джордан, режиссер, который снял «Мальчика-мясника», шедевр на все времена, буквально потрясший меня в свое время. Де Ниро в расцвете карьеры, как раз между «Сердцем ангела» и «Славными парнями». Шона Пенн в начале подъема популярности как парня, великолепно играющего негодяев. Деми Мур за год до своей лучшей роли в «Призраке» с Патриком Свейзи. Я увидел этот фильм и буквально вцепился в него двумя руками. Как жестоко я ошибался…

Это как раз тот самый парадоксальный случай, когда в оригинале имеется хороший фильм, а талантливый режиссер с не менее талантливыми актерами делают отвратительный ремэйк. Примеров куча: «Солярис» Содеберга, «Часы отчаяния» Чимино, да что далеко ходить, «Золотой теленок», прости господи!

***

Ближе к теме. В 1955 году великий Хэмфри Богарт снялся у Майкла Кертиса в криминальной комедии «Мы не ангелы», в очередной раз доказав всему миру, что способен играть не только мрачных детективов с хмурым лицом. Прошло 34 года и режиссер, слегка помешанный на религии, решил сделать невозможное - переснять фильм режиссера, подарившего миру непревзойденную «Касабланку». Получилось нечто по мотивам, с сильным уклоном в религию.

Вкратце о сюжете. Жили-были два друга: Нед (Де Ниро) и Джим (Пенн). Один злой, другой добрый. Один глупый, другой очень глупый. Классика жанра. Что характерно, жили в тюрьме и иногда бывали прикованы цепью друг к другу. Такая вот крепкая мужская тюремная дружба.

Однажды случилась беда: приглашенные на личную экзекуцию в исполнении начальника тюрьмы, Нед и Джим случайно оказались соучастниками побега из камеры смертников довольно злобного и опасного типа. Вы спросите, как можно сбежать из камеры смертников? Фильм дает ответы почти на все вопросы: выхватите пистолет у охранника и перестреляйте из него весь личный состав. Именно с этого момента (а это, прошу заметить, самое начало фильма) нарушается общечеловеческая логика повествования. И начинается серия чудес господних. Итак, первое чудо – идиоты сбежали из тюрьмы.

Оказавшись на свободе, друзья прямо в цепях пешком потопали в сторону границы. Господь не дремлет и свершает следующее чудо: старуха на автомобиле принимает двух беглых заключенных в кандалах за священников. Как прикинуться священником? Фильм дает ответ и на этот вопрос: процитируйте один раз что-нибудь из Библии, и люди будут вам верить.

Маразм крепчает с каждым кадром. Беглые каторжники попадают в приграничный город, увешанный их портретами «Wanted!», но в городе их все принимают за двух уважаемых священников, которые должны были приехать как раз в это время. Ожидаемые священники – очень образованные люди, которые написали гениальную книгу. Но господь сыплет чудесами, и никто даже не подозревает, что эти двое, которые не знают ни одной молитвы и не могут связать двух слов – не священники.

Дальше начинается долгий и насыщенный откровениями путь исправления заключенных через осознание собственного духовного мира. Эти двое постоянно трутся в церкви и постепенно начинают молиться, а затем совершать всевозможные праведные деяния, не корысти ради, а токмо… ну, вы и сами знаете. Ближе к концу дело дойдет до того, что они будут ловить беглых заключенных, спасать тонущих девочек, и говорить невразумительные речи перед толпами.

Собственно, все, что хотел сказать режиссер это: будь праведным христианином и грехи твои простятся. Согласен, есть такой тезис. Но назови ты, ради всех святых, фильм «Праведный Лука» или «Раскаяние грешника» и найди свою аудиторию. А если под видом криминальной комедии нам подсовывают церковную проповедь – это называется надувательство.

Сюжет картины может показаться вам знакомым. Потому что данный фильм положил основу целой серии штатовских комедий для семейного просмотра, а также фильмов про добрых идиотов, с которыми происходят чудесные чудеса. Яркий пример – Адам Сэндлер, но он хоть в религию не лезет и то спасибо.

***

Теперь по поводу актерской игры. Тут надо сказать несколько отдельных теплых слов. Начну с Де Ниро. Ему была поставлена четкая задача: играй злого идиота, который вообще-то, как оказалось, не плохой парень. И, что самое интересное, Де Ниро умеет играть подобные роли. Через четыре года в «Жизни этого парня» на пару с юным ДиКаприо он выдал совершенно гениальную роль. А здесь – полная лажа. Вы помните как иногда кривляется Де Ниро? Как он кривит рот, поднимая брови и опуская подбородок, как он щурит глаза, улыбается и покачивает головой… В этом фильме поток кривляний не прекращается ни на секунду. И это утомляет уже через полчаса.

Шон Пенн вообще никакой. Он сделал в начале фильма настолько глупое лицо, насколько это возможно и иногда разбавлял его улыбкой. Нет той обреченности во взгляде, нет того сволочного выражения глаз, нет ничего. Только глупое лицо.

Дэми Мур совершенно раздражала. Я, помнится, в младые годы влюбился в Молли из «Призрака». В этом фильме ее персонажа тоже звали Молли, и эта ее роль местной полупрачки-полупроститутки с грязными волосам вдребезги разбила хрустальный образ моей юности. Она мельтешит перед кадром, строя из себя базарную бабу и делает это совершенно бездарно.

Резюмирую. Я полагаю, что написал достаточно, чтобы убедить вас не смотреть этот фильм, но недостаточно, чтобы разочароваться в вышеупомянутых актерах. Заметите этот фильм на прилавке – уходите. Увидите по каналу – переключайте. Посмотрите лучше оригинал Кертиса. Или пересмотрите лишний раз «Касабланку».

Автор: another_boy