Любовник - рецензия на фильм

Любовник
Россия, Беларусия, 2002
Режиссер: В.Тодоровский
В ролях: О.Янковский, С.Гармаш

Этот фильм очень долго лежал на моей полке. Я приобрел его чуть ли не два года назад, но все никак не решался отведать. Все дело в том, что я вообще-то очень люблю фильмы Тодоровских: и отца и сына. Но с «Любовником» вышла небольшая неурядица: я начитался слишком много критики. Фильм собрал награды на «Кинотавре» и в Сан-Себастьяне, соответственно, профессиональные критики расхвалили его со всех сторон. А непрофессиональные критики, к мнению которых я обычно прислушиваюсь больше, Алекс Экслер и Игорь Галкин разнесли эту картину по полной программе. Все-таки я собрался с мыслями, выкинул из головы все прочитанные пару лет назад рецензии, и посмотрел кино. Сразу скажу, что «Любовник» мне очень понравился, поэтому всем недовольным этим фильмом я рекомендую не читать мои восторженные эпитеты, а сразу писать в комментариях: «кино ацтой». Это ваше право.

Преподаватель филологии Дмитрий (Янковский) переживает смерть жены Лены, с которой прожил 15 лет. Случайно он узнает, что жена все эти годы изменяла ему с человеком, которого зовут Иван (Гармаш). Соперники встретятся, чтобы узнать друг у друга то, что не смогли узнать у Лены. Оба любили одну женщину, но кого любила она?

Сюжет строится на конфликте между мужем и любовником. Избитый жанр приобретает новые формы, если исключить из классического любовного треугольника одну из вершин: неверную жену. Вместо брачной постели здесь кладбище. Вместо ревности – непонимание. Вместо выяснения отношений – рефлексия. Вместо дуэли – пьянка.

Фильм очень глубокий и, осмелюсь заметить, трогательный. Понятны мотивы каждого из персонажей, понятны их поступки и вопросы. Понятны противоречивые эмоции друг к другу.

Каждая сцена здесь стоит отдельного рассказа. Например, как преподаватель играет в ассоциации со студентами. Или как человек, бросивший курить 10 лет назад, делает первую затяжку. Или сцена в филармонии на концерте. А как он садится в трамвай в конце фильма…

Режиссер умело использует такой классический прием, как центральный образ. Здесь это – скрипящий трамвай, курсирующий между домами Дмитрия и Ивана. Тодоровский даже пару раз делает поклон Элиа Казаану, когда в момент напряжения в разговоре, пускает по рельсам шумящий трамвай.

Вообще, по фильму видно, что режиссер знаком с классикой не понаслышке. Некоторые сцены по освещению, движениям камеры и музыкальному оформлению сильно напомнили мне Бергмана 70-х. Я думаю, что Бергман мог бы снять очень похожий фильм, если бы ему попался подобный сценарий. Конфликты в семье – одна из любимых его тем. Дмитрия играл бы Макс фон Сюдов, а Ивана, разумеется, Гуннар Бьорстранд.

Резюмирую. Фильм – современная классика. Возможно, некоторым не понравится, но посмотреть в любом случае стоит.

Автор: another_boy