Вавилон (Babel) - рецензия

Вавилон рецензияГод: 2006
Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту
Сценарий: Гилльермо Арриага
В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Гаэль Гарсиа Берналь, Джэми МакБрайд
Страна: США

 

Мексика – страна скупая на киноталанты. Бунюэль, проживший там 20 лет задал такую планку, до которой смог допрыгнуть один лишь Ходоровский. Остальные даже не пытаются и снимают бесконечные сериалы, загаживая ими эфиры по всему миру. Но есть там все-таки пара талантов, которые делают кино мирового уровня. Это режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту и сценарист Гильермо Арриага, прогремевшие в 2000 году со своей знаменитой «Amores perros» (Сука-любовь). Через три года на экраны вышел второй шедевр – «21 грамм», где режиссер окончательно утвердил собственный неповторимый стиль. С тем же интервалом в три года, в 2006 году он ворвался в Канны с новым фильмом «Вавилон», чтобы сорвать три приза и номинацию на золотую пальмовую ветвь.

Говорить вкратце о сюжете очень непросто. Сюжетов как обычно несколько, причем все они так хитро заплетены друг с другом цепочками случайных событий, что излагать это – просто кощунство над фильмом и трата времени. Ограничимся тем, что обозначим основные сюжетные линии. Всего их четыре:
1) семейная американская пара уединилась в чужой стране, чтобы выяснить отношения, но случай заставил их забыть о надуманных проблемах;
2) двое марокканских мальчишек-пастухов получили в руки ружье и очень неудачно постреляли;
3) няня, ответственная за двух детей, увезла их в Мексику на свадьбу к сыну, не поставив в известность родителей;
4) японская глухонемая девочка искала любви и совершила пару необдуманных поступков.
Действие происходит в четырех разных странах и в разное время, но режиссер умело пересекает каждый из сюжетов с остальными, и ближе к концу все это постепенно складывается в единую картину.

Это чем-то напоминает фильмы Джармуша, в которых случайные люди случайно встречаются. Только у Джармуша они беседуют и расходятся, забывая друг друга, а в фильмах Иньярриту и Арриаги каждая такая встреча влечет за собой целую цепь событий. Основа любого фильма этой мексиканской парочки состоит в том, что один человек может случайным поступком очень сильно изменить жизнь другим людям, даже не подозревая об этом. В «Вавилоне» идея формируется так: каждый из нас, по воле случая, в любой момент времени может попасть в очень сложную ситуацию. И кем бы ты не был – ребенком или взрослым, и где бы не находился – дома или в чужой стране, – главной проблемой останется непонимание. Тебя не услышат, а если услышат – не поймут, а если поймут – то проигнорируют. Певец некоммуникабельности Антониони, пропагандируя подобную идею, снимал очень статичное и тоскливое кино, передавая настроение одинокого персонажа. Мексиканцы Иньярриту и Арриага предпочитают острую кухню холодным макаронам – и фильм получается динамичным и захватывающим. Но тем, кто скажет, что «Вавилон» – это мэйн-стрим, я предлагаю взглянуть на название фильма и подумать, почему же фильм назван именно так.

Актеры выкладываются просто на полную. Без исключения. Японцев и марокканцев я видел впервые, из мексиканцев была пара знакомых лиц из «Amores perros», а американцы попались именитые. Брэд Питт здесь, разумеется, не в главной роли, как пишут в анонсах. Он и Кейт Бланшетт – это одна из сюжетных линий, поэтому их экранное время строго дозировано. Вообще, Брэд Питт наконец-то уже порадовал. Поснимавшись во всякой помойной попсе в компании с дочкой Полуночного Ковбоя, Питт возвращается в хорошее кино. А те, кто будут смотреть фильм, чтобы увидеть смазливую физиономию и обнаженный торс – будут очень сильно разочарованы. Брэд Питт здесь небритый, седой и с морщинами. Но играет, по-прежнему, высококлассно. Телефонный разговор с сыном в финале – это надо видеть. Настоящий Тайлер Дердон и Тристан в одном флаконе. Постаревший, но не утративший харизмы. Кейт Бланшетт в этом фильме меня даже не раздражала, а это уже немалое достижение для такой актрисы. Так что, штатовские актеры не подкачали. Все четыре страны – на уровне.

Отдельно скажу про операторскую работу. Влияние фонтриеровской Догмы докатилось и до Мексики, так как мельтешение кадров и крупные планы частенько напоминают известного датчанина. Вместе с тем, некоторые сцены (например, финальная) вполне соответствуют канонам Голливуда. Такая вот противоречивая, но интересная манера.

Резюмирую. Это очень хорошее кино, и я рекомендую его всем, кто любит нестандартные сюжеты. До уровня «Amores perros» это слегка не дотягивает, но снято в том же духе.
Автор: another_boy