Апокалипсис - рецензия на фильм

АпокалипсисНазвание: Apocalypto (Апокалипсис)

Страна: США

Год: 2006

Режиссер: Мэл Гибсон

 

When the end comes, not everyone is ready to go

Когда я только услышал, что М. Гибсон собирается снимать свой новый фильм, сразу было понятно, что это будет очередное эпическое полотно. Снимать масштабные картины занятие не из легких, но Гибсон и не привык ставить себе легкие задачи, и в новой картине он снова реанимирует древние языки для аутентичного восприятия происходящего. «Apocalypto» - масштабное зрелище о закате некогда могучей империи, где все герои разговаривают исключительно на юкатекском диалекте майя.

Сразу скажу, такое смотреть сможет не каждый. Натуралистичные кровавые сцены занимают добрую часть экранного времени, при чем на них делается акцент для того, чтобы подчеркнуть весь ужас и дикость уходящей империи. «Великую цивилизацию не удается завоевать извне до тех пор, пока она сама не разрушит себя изнутри» - эти слова американского историка Уильяма Дюронта, которые вынесены эпиграфом фильма, звучат предупреждающе. Еще перед официальной премьерой фильма М. Гибсон провел параллель между исчезновением империи майя и нынешней ситуацией в США в связи с войной в Ираке. Таким образом, новая картина, снятая, кстати, на личные средства Гибсона, не просто желание пощекотать зрительские нервы, а попытка предупредить, чем может закончиться ненасытная жажда всего.

Главным героем фильма становится молодой индеец из миролюбивого племени охотников, которое попадает в плен другому воинственному племени, для того, чтобы женщин продать в рабство, а мужчин принести в жертву богам майя. «Лапе Ягуара», именно так зовут главного героя, удается укрыть в глубоком колодце свою беременную жену и маленького ребенка, а его самого, вместе с остальными оставшимися в живых индейцами своего племени, ведут в город майя.

Самые ужасные сцены этого фильма, несомненно, сцены жертвоприношения. Знаменитые пирамиды майя, которые, естественно, считаются памятниками мировой культуры, согласно Гибсону, становятся местом для кровавых оргий. Эти кадры сняты особенно натуралистично, верховный жрец вырывает у жертв сердца, после чего отрубается голова и обезглавленное тело скатывается вниз по пирамиде к восторгу ликующей толпы. «Лапу Ягуара» спасает лишь солнечное затмение, которое приводит в ужас всех жителей города, когда вновь появляется солнце, верховные правители решают, что их божество уже насытилось кровью и оставшимся в живых плененным индейцам будет дан последний шанс спастись, но и этот шанс будет кровавым. «Лапе Ягуара» удается бежать и вся оставшаяся часть фильма – это отчаянная погоня, которая, в конце концов, приводит индейцев к кораблям испанских колонизаторов.

Мэл Гибсон, после эпохальных «Страстей Христовых» уже успел заработать себе репутацию консерватора и антисемита. Новая картина вновь вызывает на себя огонь критиков, тем более, что еще для многих памятен летний скандал, когда Гибсон был осужден условно за вождение в нетрезвом состоянии и антисемитские высказывания. Злопыхатели злопыхают, не обращая внимания на извинения Гибсона, который назвал свой арест «благословением Божиим», который дал ему возможность реально посмотреть на себя. «Apocalypto» явно не будет принят политкорректным обществом, антропологи уже обвиняют создателей фильма, что они перепутали исторические эпохи, индейцы Гватемалы возмущены, что их предки показаны «слишком кровожадными», правозащитники кричат о расовой нетерпимости и т.д. Всё это несложно было предугадать. Гибсон, снимая это эпическое полотно, явно не пытался понравиться всем, он хотел сказать мiру об одном, что своей ненасытной жаждой наживы он ведет себя к саморазрушению. И еще одна очень верная мысль приходит в голову после просмотра картины. После этого как никогда становится ясным, почему язычникам было необходима проповедь о Христе.

Автор: "иерей Димитрий Карпенко"