400 ударов - рецензия

400 ударов400 ударов (The 400 Blows)

Франция, 1959

Режиссер: Франсуа Трюффо

В ролях: Жан-Пьер Лео, Жак Моно, Клэр Морье

 

Ну вот я и добрался до французского кино. Вершина французского кино – это «новая волна», начало «новой волны» – Трюффо, а отправная точка фильмографии Трюффо – «400 ударов». Так что, по всем канонам, начинать нужно именно с этого фильма.

Я давно заметил интересный эффект, который фильмы Трюффо оказывают на юных киноманов. Как рождается киноман? Киноман рождается модой на арт-хаус. Вот юноша посмотрел что-то под лейблом Тарантино, затем услышал, что есть такой режиссер Кустурица, где-то купил сборник «Фильмы Джармуша – 8 in 1» и даже выспался на фильме Феллини. Теперь он – киноман. Он смотрит только элитарное кино и читает только элитарные рецензии. В блаженный трепет ввергают его фразы «статичность кадра» и «нелинейность сюжета». Он скупает Бергмана и Антониони, Паззолини и Гринэуея, и ищет тайный смысл каждого кадра, перечитывая критику и интервью. Но вот, рано или поздно, в руки киноману попадается Трюффо, и тут он спотыкается. Как же так? Никаких тебе нелинейных сюжетов и статичных кадров, никакого, понимаете, символизма и подтекста, и даже не про гомосексуализм! Отчего же Вендерс назвал в честь Трюффо одного из своих берлинских ангелов? Отчего всегда рукоплескали фестивальные жюри? Чему здесь подражать и что вообще тут изучать? Изучать здесь, пожалуй, можно только историю кинематографа. Потому как все, что технически сделано в фильмах Трюффо, уже давно взято на вооружение всеми остальными киномэйкерами. Сегодняшний кинематограф такой, какой он есть, потому что был Трюффо, который научил снимать Кино с большой буквы.

И если кино снято не для всех, это еще не значит, что оно качественное. На самом деле, есть просто очень хорошее кино – интересное, с искренним сюжетом и без грамма актерской фальши. Правда о действительности – это то, чего всегда не хватало кинематографу. И Трюффо показал, как говорить правду. В противовес обилию пустых и предсказуемых детективов и мелодрам режиссер честно рассказал на экране о своем не самом счастливом детстве. Но как рассказал! Лирика здесь в каждом кадре, в каждой музыкальной фразе, сопровождающей сюжет. Лирика и гармония.

Зачем исхитряться и говорить метафорами о самых обычных вещах? Плохая мать и трудный ребенок, скучная школа и ребяческие шалости, первые ошибки и расплата за них. Из этого мог бы получиться очень мрачный фильм, вроде «Праха Анжелы» Паркера. Но Трюффо снимает лирическую картину. Здесь нет счастливого конца, и нет выжимания слезы. Это фильм, который дарит настроение. Это изящное французское кино, исполненное неподражаемым Трюффо.

Автор: another_boy