Дьяволы - рецензия на фильм

Дьяволы - рецензияДьяволы (Devils)

Англия, 1971
Режиссер: Кен Рассел
В ролях: Ванесса Редгрейв, Оливер Рид

Вульгарность и китч – это явные признаки поп-культуры, тем не менее, есть таланты, которые, используя эти инструменты, способны создать нечто великое. Английский режиссер Кен Рассел – это самый неоднозначный для восприятия режиссер. Помнится, я проматывал его занудную «Готику» и буквально не дышал на «Томми». А «Влюбленные женщины» - его общепризнанный шедевр – я выключил на середине. Шансом на исправление оказался фильм «Дьяволы», одна из немногих кинокартин, посвященных тематике инквизиции.

Франция XVII века хорошо известна современному человеку. Людовик XIII и Ришелье вызывают романтические ассоциации с произведениями Дюма и многочисленными их экранизациями. Кен Рассел в свойственной ему манере разбивает всю эту романтику, перенося главные действия из королевского двора в глубинку. Здесь нет галантных мушкетеров и изящных придворных дам. В дальнем городе чума валит народ на улицах, а в храме царит разврат. Местная красавица беременна от священника, а одержимая настоятельница женского монастыря в фантазиях совокупляется с Иисусом, сошедшим с креста. Власти решают уничтожить стены города, и это становится серьезным испытанием для местного священника Грандье, который в настоящий момент представляет власть. Он далеко не святой человек, и истинного Бога видит не в стенах церкви, а в любви женщины. Однако, предать свой город он не может: Грандье защищает стены от разрушения, и горожане уважают его за это. Что может сделать власть с неугодным ей человеком, которого уважает толпа? Раздавить его интригой. На помощь призываются экзорцист и инквизитор, которые, используя безумие настоятельницы монастыря, превратят монастырь и весь город в настоящие Содом и Гоморру и внушат толпе, что главный дьявол-искуситель – священник Грандье.

Здесь нет положительных или отрицательных персонажей. Грешники, считающие себя святыми и святые, считающие себя грешниками. Грандье как человек – честен перед Богом, но как священник – грешен перед людьми. Инквизиция формально исполняет волю церкви, но фактически устраняет неугодного власти человека, подтасовывая факты.

Сильнейший сюжет подкрепляется уверенной экранизацией. Нарочито пошлое барокко при дворе, и вычурный маньеризм в монастыре. Яркая актерская игра и сильная постановка. Кен Рассел напрочь отвергает условности и показывает нам реальность, гипертрофируя ее так, что эмоции буквально бьют через край. Если в городе чума, то крупным планом получите гору трупов, если в городе инквизиция – нате вам человека на костре. А Оливер Рид в роли Грандье – это нечто неописуемое. За полтора с лишним часа экранного времени он один вызывает такую гамму эмоций, что диву даешься: сначала это искуситель в храме, затем праведный и гневный защитник горожан, потом влюбленный романтик и уверенный лидер и, наконец, отчаянный, но несломленный человек.

Резюмирую. Очень сильный фильм, который понравится далеко не всем. Не советовал бы смотреть его излишне впечатлительным людям, а также радикальным христианам, которые могут истолковать сюжет неверно, вследствие обильной крамолы и ереси.

Автор: another_boy