Поющий детектив - рецензия на фильм

Поющий детектив (The Singing Detective)
США, 2003
Режиссер: Кит Гордон
В ролях: Роберт Дауни Мл., Робин Райт Пенн, Мэл Гибсон, Кэти Холмс.

Любой голливудский режиссер способен на шедевр при соответствующем сценарии, финансировании и продюссировании. Если творческой команде без разницы, окупится ли проект (читай – попрется ли на него массовый зритель с попкорном), то можно отрываться на полную катушку. Режиссеру Киту Гордону очень повезло: продюсером под его фильм подписался сам Мэл Гибсон, киномагнат и киноманьяк, со своей собственной кинокомпанией Icon Production и практически неограниченным финансированием. Гибсон как раз пришел к такому возрасту и финансовому состоянию, когда мог позволить себе в кино что угодно, например авторскую бдсм-экранизацию Евангелия или роль лысого психиатра в некоммерческом кино. Деньги вложились, процесс пошел – и кино получилось стопроцентное. Зритель на imdb поставил 5,5/10, но кинофанаты, которые делали фильм и киноманы, которые смотрели его, невероятно протащились от процесса.

Предыстория фильма. Жил в Англии культовый сценарист Деннис Поттер, который последние двадцать пять лет жизни страдал от неизлечимого кожного заболевания. В свободное от терапии время он слушал старую американскую эстраду, смотрел классические нуары и выплескивал обиду на весь мир в собственные жесткие сценарии фильмов и сериалов. Один сценарий получился если не автобиографичным, то по крайней мере исповедальным. Назывался он «Поющий детектив».

Сюжет. Некто Дэн Дарк, писатель-неудачник, сотворивший пару желтых детективов и один незаконченный сценарий, проходит курс лечения от жуткой формы псориаза у психиатра. Тело его покрыто язвами, суставы не функционируют, но врачи уверены, что дело тут в нарушенной психике, и доктор Гиббон, настоящий спец, вывернет всю душу и заставит вспомнить все детство несчастного писателя, попутно анализируя его низкокачественное pulp fiction. Таким образом, к физическим страданиям добавляются душевные, и Дарк не выдерживает реальность. В голове у него крутятся детали недоделанного сценария про детектива, подрабатывающего певцом, и Дарк уходит от реальности, ассоциируя себя с главным персонажем, а окружающих людей – с второстепенными. Частенько персонажи фильма навещают его в галлюцинациях, иногда под фонограммы старых шлягеров. А тут еще жена непонятно откуда взялась, и сцены из детства постоянно лезут в голову… короче, коктейль просто невероятный.

В чем тут смак, спросите вы? Докладываю по пунктам.
1) Стилизация под нуар. Видения Дарка, иллюстрирующие сцены его сценария – это гимн Хамфри Богарту. Все вокруг черное, детектив ходит в шляпе и криво ухмыляется, не вынимая изо рта сигарету, вокруг него сгущаются тучи в виде продажных федералов, а la femme fatale уже рядом… Ребята, это надо видеть, это достойно самих Коэнов.

2) Кстати, о Коэнах. Здесь есть один фирменный коэновский актер, Джон Полито (помните маленького частного детектива, который следил за Лебовски?). А кроме Полито, его партнер по фильму Эдриен Броуди (еврейский пианист и, по совместительству, идиот из деревни в лесу). И еще лысый психиатр Мэл Гибсон (который все еще «не слишком стар для этого дерьма»). А какие здесь дамы… Дженни из «Фореста Гампа» и Джулия из «Глаз Змеи». Ну и я уже молчу про главную роль – Роберт Дауни Младший переплюнул здесь себя самого в «Чаплине», если это возможно. Итого, пункт два – это актеры на высоте.

3) Музыка, музыка, музыка… Тот самый жанр, который я называю «за 10 секунд до рок’н’ролла». Пресли уже напевает свою первую песню, Перкинсон уже начесывает перед зеркалом знаменитый чуб, но по радио играют американские ансамбли, исполняющие последние свои шлягеры. Помните «Назад в будущее»? Вот то, что там играло на дискотеке и по радио – я говорю вам про эту музыку. Она в фильме занимает, чуть ли не центральное место.
Если переслушать много шлягеров, то строчки из них неотвратимо будут приходит на ум в любой, даже самой жуткой ситуации, похожей по названию. Врач просит пациента встать и сделать шаг, в голове крутится «Three Steps to Heaven». Причем тут эта песня? Но все равно крутится. В таком духе проиллюстрирован весь фильм, причем песни звучат в оригинале и сопровождаются яркими галлюциногенными клипами с участием персонажей фильма.

4) Вам мало? Я расскажу вам про постановку. Все склеено именно так, как должно быть склеено. Именно там, где должна закончится очередная галлюцинация, начинается реальность. Реальность здесь сразу видна по воспаленной физиономии главного героя. Не будет никаких формальностей в виде бинтов и темных комнат. Крупным планом получите псориаз и пусть вас тошнит от этого, как тошнит главного героя. Свихнувшийся от боли не будет любезничать ни с кем, даже с женой, и вы выслушаете все, как выслушала она. А потом эти сладкие фантазии… такие сладкие, как старые фильмы. И снова грубая реальность ударом под дых.
Дополните эти четыре пункта самостоятельно. Дядя Жора, с подачи которого я приобрел этот фильм, накатал аж целых четыре страницы и, тем не менее, я вот без повторов и плагиатов выдал еще две. Думаю, вам тоже будет, что сказать.

Я резюмирую, ибо пора. Кинопродукт исключительно высокого качества, но ориентирован в первую очередь на киноманов со стажем. Рекомендуется также фанатам Хэмфри Богарта, и поклонникам американской эстрады 50-х годов.
Автор: another_boy