13 / Tzameti - рецензия на фильм

13 / Tzameti рецензияКто сказал, что film noir умер вместе с Богартом? Безусловно, он был прав. Тот нуар, который снимал Голливуд – про гангстеров великой депрессии, уже мало востребован. Многократные попытки возродить жанр в оригинале, как известно, ни к чему хорошему не приводили. Другим путем пошли французы, когда заменили Богарта на Делона и стали снимать в цвете. Получился довольно оригинальный жанр французского боевика, который обрел своих фанатов. И вот опять французы, на этот раз третья волна. Именно волна, потому что такие фильмы обычно задают жанр. С одной стороны, настоящий нуар: мрачный главный герой, вся власть в руках судьбы и никаких хэппи-эндов, с другой стороны – осовремененный: без гангстеров в шляпах и роковых женщин.

Гела Баблуани – грузин по национальности, но снимает французское кино, повторяя подвиги дедушки Иоселиани. Здесь нет грузинской деревни и пения хором – герои живут во Франции, говорят на французском, и думают по-французски. Юный кровельщик Себастьян случайно получает возможность поучаствовать в непонятной истории, которая сулит неплохой доход. Жадность или глупость провоцируют его на поездку в другой город и беспрекословное выполнение всех подозрительных инструкций. В конце концов, он попадает в элитный клуб-казино, где состоятельные люди делают огромные ставки на человеческие жизни игроков. Игра очень простая: для нее требуются отчаянные люди и исправные револьверы. Назад пути, разумеется, нет, и Себастьяну придется немного поиграть.

Довольно глупая история, с безбожно затянутым началом, яростным сюжетным прорывом в середине и вполне ожидаемым концом. Вся эта жвачка для толпы, которая окупит бюджет. Для эстетов, ищущих высокий смысл – четкий посыл: человек привыкает ко всему, даже к смертельной игре. Себастьян еле смог нажать на курок в первом туре, но легко стал опережать остальных игроков двумя часами позже. Для эстетов-киноманов, ищущих киноаллюзии – этот же посыл языком постмодерна: Чимино три часа мурыжил нам мозги в «Deer Hunter», прежде чем шокировал пятиминутной сценой с револьвером у виска. Это жутко? Это невозможно смотреть? Баблуани берет эту сцену, усиливает ее сюжетно и кормит зрителя револьверами и висками буквально до тошноты. Сначала поражает, но через двадцать минут уже спокойно думаешь: «ну три патрона в барабане или четыре… какая по сути разница? давайте уже стреляйте…». Вот вам классический трехслойный расклад, который и позволил собрать столько наград на фестивалях.

Разумеется, «Охотник на оленей» – это не единственный любимый фильм Баблуани. Здесь есть еще достаточно много цитат, уместных и не очень. Например, отсутствие женщины как объекта любви. Оно понятно, что во французских гангстерских фильмах женщины были нужны только для фона, потому что там постоянная стрельба и погоня: за 2 часа надо успеть пристрелить как можно больше народу, поэтому не до любви. Но уж тут-то, можно было вместо 40-минутной тугомотины в начале завернуть какую-нибудь интрижку с хозяйкой? Ведь все же интересней было бы размышлять, отчего на самом деле умер ее муж. Зато очень в тему один из игроков играл «Махнем не глядя» из «Щит и меч» на расстроенном пианино. «Так чем с тобой мне на прощанье обменяться? Махнем, не глядя, как на фронте говорят» – это, конечно, от души. Сам Басов оценил бы по достоинству.

Резюмирую. Pretty good. Ориентировано на широкую аудиторию: потянет и с попкорном, и с трубкой Латакии. Хотите экшн – вы его получите, хотите поэстетствовать – будет и такая возможность. Первый режиссерский блин совсем не комом, все награды заслужены.

Автор: another_boy