О мышах и людях - рецензия на фильм

О мышах и людях (Of Mice and Men)
США, 1992
Режиссер: Гэри Синиз
В ролях: Джон Малкович, Гэри Синиз

Примерно так же, как русский зритель уважает киногероя, способного выпить стакан водки, американский зритель уважает киногероя психически нездорового. Это особенность менталитета. «О мышах и людях» – классика жанра, проверенная временем.

История такова. В 1937 году американский писатель Джон Эрнст Стейнбек выпустил самую свою популярную повесть «О мышах и людях». В этом же году Джордж С. Кауфман написал одноименную пьесу, которая с успехом шла на Бродвее и впоследствии стала классикой американского театра. И вот в 1992 году Гэри Синиз, мало популярный по сравнению с настоящим временем, взялся за экранизацию. За плечами у него была всего одна кинолента в качестве режиссера и несколько актерских работ. Этот фильм был настоящим испытанием не только режиссерского, но и актерского таланта Синиза, поскольку на главную роль он назначил самого себя. Вторая главная роль досталась опытному киноактеру Джону Малковичу, который уже тогда был усыпан наградами и имел достаточную популярность. Испытание прошло настолько успешно, что после этого фильма Синиз переплюнул по популярности самого Малковича. Хиты пошли один за другим: «Форрест Гамп», «Апполон 13», «Выкуп», «Глаза змеи». Но режиссурой, к сожалению, Синиз с тех пор не занимался.

Вкратце о сюжете. Штаты 30-х годов. Джордж (Синиз) и Ленни (Малкович) - два бездомных работяги, которые нанимаются на небольшое ранчо, чтобы скопить денег и купить собственную ферму. Джордж – обычный крепкий мужик, который мало чего боится, имеет цель и четкие жизненные представления. Ленни – его приятель с детских лет, сильно отставший от Джорджа умственно, но намного опередивший его физически. Ленни глуп и наивен как трехлетний ребенок, но силен как бык, поэтому без должного присмотра может совершить любой, даже самый ужасный поступок. Сюжет развивается достаточно динамично, и я не буду его пересказывать, поскольку книга не настолько популярна у нас и, возможно, кто-то не знаком с этим произведением. Скажу лишь, что финал вас не разочарует. Здесь будет, над чем подумать и во время, и после просмотра.

Вообще-то, всякая критика сюжета и драматургии здесь бессмысленна, хотя бы потому, что автор книги – нобелевский лауреат. Кроме того, 60 лет – солидный возраст, и все, что можно было написать про эту историю – уже написано: и про книгу, и про пьесу. А фильм – настоящий раритет, по крайней мере у нас. Хвалить я буду только экранизацию.

Гари Синиз сумел избежать главного недостатка киноверсий бродвейских пьес – театральности. Обычно это выглядит так: небольшая актерская команда толкается в одной комнате с ружьем на стене, выговаривает длинные диалоги, и нет никакого экшн вплоть до финала, когда ружье наконец-то стреляет. «О мышах и людях» - настоящее кино: здесь нашлось место и разговорам, и действию.

Актеры работают очень качественно. И главные герои, и второстепенные – все на высоте, ни капли фальши. Сам Синиз не любуется собой, дозирует собственное экранное время и грамотно раскрывает свой персонаж. Но самый смак – это, конечно же, Малкович. Я не понимаю, как его одевали и с каких ракурсов снимали, но в этом фильме он кажется просто огромным. А еще у него настоящие повадки маленького ребенка. В любом другом фильме, где главный герой психически нездоров, при самой теплой симпатии к нему, все равно понимаешь, что он дебил: будь то Форрест-Форрест Гамп или Человек Дождя. Здесь же совершенно другое отношение: Лени воспринимается как глупое дитё, наивное и непосредственное. Честь и хвала Джону Малковичу.

Есть у этого фильма еще один очень приятный момент, по крайней мере, для меня. Дело в том, что все действия разворачиваются на Юге. А я люблю культуру южных штатов настолько же, насколько меня тошнит от политкорректного севера. Юг – это неповторимый акцент нараспев, усатые ковбои в шляпах и джинсах, черный блюз из дельты Миссисипи и великолепные «Damn!» и «Hell!» через каждые два слова, вместо ньюйоркских fuck и bitch. Вот этот самый Юг показан здесь очень натурально. Осмелюсь предположить, что если не эта, то наверняка одна из подобных работ могла вдохновить Коэнов на «Oh Brother Where Art Thou?»

Резюмирую. Очень хорошая экранизация классики американской литературы. И субъективно добавлю: после просмотра сложилось такое впечатление, что я еще раз впервые посмотрел «Пролетая над гнездом кукушки» Формана. Поймите правильно, никаких цитат и плагиатов, только ощущение от просмотра. Рекомендую всем.

Автор: another_boy