Правосудие для всех - рецензия на фильм

Правосудие для всех (… And Justice For All)
США, 1979
Режиссер: Норманн Джуисон
В ролях: Аль Пачино, Джон Форсайт, Джек Уорден, Ли Страсберг

Вообще-то, существует два типа комедий. Первый тип – классическая комедия, это когда смеяться нужно в определенных режиссером и сценаристом местах. Например, звучит хорошая шутка или с персонажем случается что-нибудь смешное. В ситкомах в такие моменты даже вставляют смех. Второй тип – интеллектуальная комедия, это там, где смешного-то по сути вроде бы ничего и нет. Но в контексте фильма это действительно смешно. Такой юмор не вызывает гомерического хохота до коликов в боку, и эти остроты невозможно рассказать приятелю как прикол, если только приятель сам не видел этого фильма. Примером данного жанра может служит фильм «Правосудие для всех». Адвокат тронулся умом и обрил голову. Что тут смешного? Абсолютно ничего. Посмотрите этот фильм и вы улыбнетесь, когда увидите свежевыбритую лысину. Потом узнаете, почему он тронулся и вздрогните. Вот на таких эмоциональных контрастах и построен этот фильм.

Сюжетной основой «Правосудия» является принцип «моральной гибкости», очень четко сформулированный Ником Нэйлором для сына в моем любимом «Thank You For Smoking», цитирую: «Предположим, что ты адвокат и твоим клиентом стал убийца. И не просто убийца, а убийца ребенка. По закону каждый человек заслуживает правосудия. Ты его защитишь?» Фильм «Правосудие для всех» не дает однозначного ответа на такой вопрос, но очень ярко и многогранно его формулирует. Здесь плавно и методично рассматриваются все возможные моральные аспекты судебных разбирательств: осуждение невиновного и защита личного врага, человеческие отношения в рамках судебных обязательств, укрытие доказательств и разглашение тайн и еще очень много чего. Но скучать зрителю не придется, потому что динамика фильма дает фору многим современным экшн.

В главной роли здесь блистает молодой Аль Пачино. Здесь он еще не заматерел и не имел нынешнего статуса знака качества. В те годы от него всё еще ждали подвоха, но он так ни разу и не споткнулся, уверенно укрепляя свои позиции неистовой и взрывной игрой, неповторимым обаянием и энергетикой. Ранний Аль Пачино – это просто уникальный актер, который по большому счету никогда не особо не перевоплощался, но умудрялся естественно выглядеть и главой итальянской семьи, и фанатичным копом, и отчаянным геем-грабителем, и морально-принципиальным адвокатом. Фильм стоит смотреть хотя бы только ради него. Кроме того, в «Правосудии» засветился учитель Аль Пачино – Ли Страсберг, который не часто жаловал киноэкран. Истинный театрал, последователь Станиславского и основатель классической актерской школы, в кино он играл в основном в эпизодах и только однажды был награжден за свою самую яркую роль – Хаймона Рота. В «Правосудии» он опять в эпизодах, рядом со своим лучшим учеником.

В США этот фильм имеет статус культового и почти весь растащен на цитаты. Потому что это было первое честное кино про адвокатуру и судебные разборки. Штаты, как известно, повернуты на судебных процессах, и сразу превознесли этот фильм до небес, почти как «Серпико» с тем же Аль Пачино. Неудивительно, что с тех пор каждый американский фильм, где действие разворачивается в зале суда, обязательно ориентируется на эту работу. И напоследок, раз уж мы заговорили про цитаты, вспомним одну из самых знаменитых – классический альбом Хэтфилда и Ульриха.

У нас такого кинокульта вроде бы не было, за отсутствием актуальности судебной тематики. Но с учетом того, как упорно насаждается гражданский интерес к юриспруденции – в виде всяких ток-шоу и сериалов, не исключено что фильм получит должную популярность. Сейчас по нашим краям ходят две копии и обе на VHS. Одна – совсем древняя и нелегальная, времен Володарского с Михалевым, другая – лицензионная с многоголосной озвучкой. Признавайтесь киноманы, когда вы последний раз копались в видеокассетах в магазине? Я – в году этак 2001-2002, если не раньше. А вот отечественные гении кинопроката догадались выпустить этот фильм на VHS аж в 2004 году. Зато на ДВД выходят коллекционные издания «Роки» и «Кошмара на улице Вязов», прости господи… В общем, успехов в поисках!

Автор: another_boy