Дом из песка и тумана

Дом из песка и туманаДом из песка и тумана (House of Sand and Fog)
США, 2003
Режиссер: Вадим Перельман
В ролях: Дженнифер Коннелли, Бен Кингсли

Трагедия как жанр – сегодня большая редкость. Вообще, этот термин мало ассоциируется с кинематографом, разве только с экранизациями Шекспира. И дело даже не в том, что нет материала для экранизации – нет режиссеров, способных замахнуться на подобное кино. Гораздо проще снимать мелодрамы или трагикомедии, в которых любую ситуацию дозволительно повернуть волей случая, но не выбором трагедийного героя. Гордой белой вороной в стороне от общей киномассы стоит фильм «Дом из песка и тумана» - современная трагедия, которую я бы причислил к классике жанра.

Основа сюжета – противостояние: восточная принципиальность против американской наглости. С одной стороны американка Кэти, выселенная из собственного дома за неуплату налогов, с другой – иранец Бехрани, который этот дом приобрел. Обычный голливудский режиссер снял бы на эту тему нечто комедийное, со всякими подлянками и разборками, а в финале волей случая подружил бы обе стороны. Но режиссер со звучной фамилией Перельман, киевлянин по происхождению и сами знаете кто по национальности, снял американской камерой самый неамериканский фильм.

Давайте углубимся в суть конфликта. Не все так просто, как могло быть. По штатовским стандартам, персонажи – это две американские крайности. Кэти – абсолютная «looser» по современным стандартам, у нее нет работы, ее бросил муж, у нее серьезные проблемы с алкоголем и – самый тяжкий американский грех – она не платит налоги. Помогает ей местный коп, который тоже являет собой полный букет бытовых пороков и правонарушений – и жену с детьми он бросил, и служебные полномочия постоянно превышает, и в добавок крайне неполиткорректен. Бехрани – полная противоположность: бывший военный, семейный, религиозный, работящий и коммерчески удачливый. Жена у него послушная, сын – воспитанный, а дочка – замужняя. Вроде бы симпатии потенциального зрителя очевидны?

Повторяюсь, не все так просто. Ловушка, в которую загоняет зрителя фильм состоит в том, что Кэти и ее приятель – урожденные американцы, а Бехрани – иранский беженец. Чтобы понять, насколько это переворачивает восприятие фильма в США (для которых фильм и предназначался) нужно попробовать переложить сюжет на русский манер. Допустим, живет в Питере девушка Катя с синими глазами. Парень ее бросил, и она страдает в пустой квартире, доставшейся от бабушки по наследству. Стук в дверь: «Здравствуйте мы из ЖЭУ, а это сотрудники василеостровского РОВД. У вас непогашенная задолженность за коммунальные услуги…» Итог: Катя ночует в Московском вокзале на чемодане, а в ее квартиру уже вселилась дружная грузинская семья Бехрашвили (возможны варианты – чеченцы Бехраевы или армяне - Бехранян), которая вовсю веселится на кухне и собирается срочно эту квартиру перепродать и поднять реально денег. А бедная Катя очень сильно приглянулась одному ленинградскому оперу, который по такому случаю сразу же ушел от стервы-жены. И ютятся они в съемной коммуналке, обдумывая как бы им отбить собственное жилье… Чувствуете, как выравниваются чаши весов?

Вернемся, пожалуй, к оригиналу. Как я уже говорил, трагедия в чистом виде. Никто не хочет отступать, и постепенно завязывается такой жуткий конфликт, что ясно понимаешь, что ничем хорошим это кончиться не может. И фильм не разочаровывает финалом – ожидаемым, но ошеломляющим. К драматургии претензий почти никаких, за исключением одного момента, когда Бехрани в отчаянии молился на английском. Все-таки в такие моменты люди обычно предпочитают родной язык, хотя возможно я просто придираюсь. Актерский состав тоже на высоте, Коннелли уже зарекомендовала себя в «Реквиеме по мечте» и «Играх разума» и здесь подтвердила статус уверенной и естественной актрисы, Кингсли – старый добрый актер, за плечами которого яркие работы в «Списке Шиндлера» и «Багси». В этом фильме он по-прежнему в хорошей форме. Остальные персонажи на фоне этих двух несколько блеклы, и в памяти остаются только смутные лица и отдельные поступки. Добавлю, пожалуй, пару слов про визуальную составляющую, которая не уступает драматургической – редко в современных фильмах встречаются такие волшебные пейзажи с закатами.

Резюмирую. Тяжелый фильм и редкий представитель жанра трагедии. Соответственно, в первую очередь рекомендуется истинным поклонникам жанра. Киноманам же иметь на полке обязательно, фильм – современная классика.

Автор: another_boy