Калигула - рецензия на фильм

Калигула (Caligula)
Италия/США, 1979
Режиссер: Тинто Брасс
Актеры: Малькольм Макдауэлл, Питер О’Тулл, Джон Стейнер

Прошло уже почти 30 лет, но споры так и не утихли: «эротика или порно?». Редкий киновед добавит: «а может исторический?», и его сразу же затыкают кучей исторических несоответствий, продолжая дискутировать: или это эротика, потому что внимание уделяется чувственной стороне отношений (читай – секс с подтекстом), или это порно, потому что все показано крупным планом и подробно (читай – секс с контекстом). Я не Соломон, и подобный спор разрешать не собираюсь. Более того, я просто уверен, что именно таких споров и ожидал интернациональный творческий коллектив.

Популярный журнал Пентхаус выдвинул тезис: «эротику в массы» и задумал небывалый проект по распространению адулт контента под видом интеллектуального кино. Идея была такова: снять качественное, но осмысленное порно без постоянного мелькания, чтобы тем самым заявиться на весь мир и прославить жанр. Главный герой по задумке должен был быть отменным извратом, но действовать осмысленно и более того, вызывать зрительский интерес. За сюжетную основу взяли развратный Древний Рим, чтоб хоть как-то оправдать поведение персонажа. Чтобы все правильно осмыслить, к фильму подключили киномонстра Росселини, а чтобы как следует все опошлить, на площадку пригласили юного извращенца Тинто Брасса. Получилось нечто!

Сначала про итальянский сюжет. Калигула – человек интересной судьбы: от Башмачка до Бога – долгий и тернистый путь. Внук действующего императора и единственный реальный претендент на трон, он жил в райских садах и крепко обнимался с сестрой, которая ласково звала его Башмачком. «Дедушка Тибериус! Когда ты крякнешь, я стану Цезарем!» – целыми днями думал он. И стал, не без посторонней помощи, попутно вырезав всех, кто помог ему придти к власти. А власть ему досталась, можно сказать, вселенская. Потому что в то время только в Риме четко представляли, что такое власть и император. Автоматически весь остальной мир считался провинцией Рима. От такого могущества и вседозволенности у любого человека сорвало бы крышу. И наш герой – не исключение. Он просто упивается своей властью над всеми и вытворяет буквально все, что захотелось Тинто Брассу. Кроме того, заставляет всех приближенных вытворять то же самое друг с другом по многу раз и крупным планом, чтобы Пентхаус окупил расходы. Ключевой момент сюжета – смерть родной сестры и по совместительству гражданской супруги. Это событие так потрясло юного императора, что рассудок его дал сбой. Император объявил себя Богом, завоевал воображаемую Британию и открыл во дворце самый дешевый бордель, зачислив в штат сенаторских жен.

Вообще, по фильму, Калигула получается совсем не тиран и не деспот. Народ при его правлении постоянно получал деньги, зрелища и всякие развлечения в виде глупых указов. Страдал же по-настоящему только сенат и императорское приближение. Страдали за весь народ и по полной программе. Иногда, в порядке исключения, доставалось кадровым офицерам, но они знали, куда устраивались работать и счастливой старости им никто не гарантировал. А городская чернь веселилась, плясала и давала интересные ракурсы Тинто Брассу, ползающему с камерой в округе. Вот такая историческая приключенческая драма.

Теперь про американский госзаказ. Тинто Брасс постарался на славу, все эротоманы в полном восторге. 1979 году этот вундербой уложил в один фильм все, что можно выжать из жанра, не заходя дальше бдсм и однополых сцен – то есть, не углубляясь в незаконный хардкор. С тех пор ничего нового вроде бы так и не появилось: все тот же темп, все те же части тела. Я знаю, что у многих киноманов на верхней полке имеется хотя бы одна неподписанная болванка, или в папке «видео» лежит какой-нибудь безымянный файлик. Спрашивается: зачем прятать всякую гадость непонятного качества, если можно взять классический фильм, в котором есть все то же самое плюс интересный сюжет?

И про экранизацию в целом. На самом деле, не все так плохо, потому что адулт контент занимает намного меньше половины экранного времени. Собственно секса здесь не так уж много, как может показаться. В основном – это легкая эротика и обнаженная натура. Кстати, надо отдать должное ориентационной уравновешенности Тинто Брасса: мужских тел здесь не меньше, чем женских, все по честному. А основа фильма, это все-таки великолепный актерский состав, классическая музыка и жесткий сюжет. Молодой Макдауэлл, по мнению многих, вообще единственное, ради чего стоит смотреть фильм. У противников слишком откровенных сцен, к которым отношусь и я, есть даже мнение, что «Калигула» провалился бы в прокате, если бы не Макдауэлл, и ничего не потерял бы, если оттуда вырезали бы всю порнуху. Эротоманы же наоборот утверждают, что фильм провалился бы без эротики, а Макдауэлл тут вообще не при чем. Провалился бы «Калигула» или вошел бы в десятку лучших фильмов на imdb – мы никогда не узнаем. Фильм такой, какой он есть – скандальный и популярный, и всегда останется таким.

Рекомендовать «Калигулу» к просмотру я никогда никому не буду. И дело тут не в законности или моральности. К вопросу нравственности в кино я могу сформулировать следующее: почему-то считается допустимым смотреть расчлененку или экранизованные обсуждения педофилии с инцестом (когда в каждом втором штатовском фильме отчим домогается до падчерицы), но недопустимо видеть на экране откровенные сцены «Калигулы». В конце концов, у каждого свои критерии нравственности, и пусть зритель сам делает свой выбор. Но расчлененка – это одноразовый трэш, а «Калигула» все-таки коллекционный фильм.

Автор: another_boy