Хребет дьявола - рецензия на фильм

Хребет Дъявола (El Espinazo del diablo)
Испания/Мексика, 2001
Режиссер: Гилльермо дель Торо
В ролях: Эдуард Норьега, Мариса Паредес, Федерик о Лупи

В этом году мы все узнали, что Гилльермо дель Торо умеет снимать если не гениальное, то, по крайней мере, нестандартное и очень красивое кино. Все смотрели или хотя бы слышали про хит сезона – «Лабиринт Фавна». Восхищенные киноманы срочно обратились к фильмографии дель Торо и с ужасом обнаружили, что именно он является автором Блэйда-2 и Хеллбоя. Я, как абсолютно конченый киноман, копнул чуть глубже и откопал фильм, снятый еще до Блэйда. «Хребет Дъявола» - это последняя «мексиканская» работа режиссера, после которой его, по меткому выражению дяди Жоры, «переманили в Голливуд, где он снимал всякую муть». Снято это было в Испании и на испанские деньги, а финансированием и продюссированием проекта занимался не кто иной, как Альмодовар, великий и ужасный, так что еще до просмотра мне уже стало интересно.

Вкратце о сюжетной основе. Испания перед второй мировой, фашисты планомерно истребляют народный фронт. Действия разворачиваются далеко от войны – в старом детском приюте, где живут дети коммунистов, а семейная пара, управляющая этим приютом, хранит золото партии. Один из приютских, давным-давно уже не мальчик, а здоровый мужик, скрывающийся от мобилизации, настойчиво подбирается к золоту. Жадность рано или поздно приведет его к безумству, и в приюте случится нечто страшное. Казалось бы, стандартная драма на исторический мотив, но есть еще одна сюжетная составляющая – мистическая, и это, как мексиканская приправа, добавляет фильму настоящей остроты и вкуса: в подвале приюта живет самое настоящее приведение, и главному герою – вновь прибывшему мальчику Карлосу – предстоит раскрыть его тайну и даже исполнить его волю…

Саспенс в отдельных местах здесь просто великолепный – в сценах с привидением мурашки так и бегают по различным частям организма. При этом, сюжет не скатывается до банального ужастика. От первого до последнего кадра главные персонажи здесь – живые люди, способные на гораздо более ужасные и жестокие поступки, чем какие-то призраки. Кроме того, режиссер не стесняется использовать символизм в качестве приема: в центре приютского двора вбита в песок неразорвавшаяся бомба, способная убить все вокруг в любой момент. Яркие ассоциации с центральными персонажами не замедлят быть уже в середине фильма, а развязка оправдает самые смелые ожидания.

По поводу постановки замечу следующее: дель Торо не скрывает своих кинопредпочтений и, более того, довольно ярко выпячивает их. Этот фильм – своего рода кинопоклон жанру giallo и таланту непревзойденного Дарио Ардженто: здесь есть и мутная желтая вода из «Инферно», и вздыхающий призрак из «Суспирии», и обязательные атрибуты – несовершеннолетний главный персонаж и его покровитель, взрослый-инвалид. В общем и целом, выглядит это даже не как постмодерн, а как некая дань уважения величайшему творцу.

Резюмирую. Красивый фильм, сочетающий в себе элементы мистики и драмы. Рекомендуется к просмотру любителям слегка пощекотать нервы во время просмотра, но не отупеть от сюжета, а также всем горячим фанатам Ардженто и Бава.
Автор: another_boy