И грянул гром - рецензия на фильм

Название: И грянул гром/ a Sound of Thunder
Жанр: Научная фантастика, боевик
Режиссер: Питер Хайамс
В ролях: Эдвард Бернс, Кэтрин МакКормак, Бен Кингсли
Продолжительность: 103 минуты
Год: 2005

А Рэю Брэдбери уже 86...
Хочется пожелать ему счастья, здоровья и, главное, ни в коем случае не смотреть фильм, снятый по его рассказу. Ибо в его возрасте такие потрясения бесследно не проходят.
~~~~~~~~~~
Чтение рассказа популярного американского фантаста займет у вас 15-20 минут. Фильм длится 103 минуты. И все же я посоветую несколько раз перечитать, чем единожды просмотреть.
В основу сюжета рассказа положена концепция того, что в мире все взаимосвязано, и каждое действие может иметь самые невообразимые последствия в будущем.
К 2055 году научный прогресс позволит людям разрезать временные рамки, путешествуя на многие миллионы лет назад. Особо предприимчивые тут же налаживают бизнес, организовав аттракцион «Сафари во времени», где за n-ное количество денежных знаков отправляют богачей в то время, где на Земле обитали динозавры. И не просто отправляют, а дают возможность поохотиться на древних рептилий. Однако здесь есть свои правила: 1) Стрелять можно лишь в того динозавра, в которого разрешит проводник; 2) Ни в коем случае не сходить с проложенной тропы, дабы не наступить ненароком на какое-нибудь насекомое или цветок. Все эти правила созданы для того, чтобы ничего не изменить в будущем. Даже динозавра убивают того, которому через несколько секунд все равно суждено погибнуть.
Но, даже несмотря на строгие правила, со временем шутки плохи: очередной богатенький искатель приключений при виде тираннозавра запаниковал и сошел с тропы, раздавив при этом бабочку. Итог: в будущем к власти вместо демократов приходят диктаторы. Незадачливого охотника убивают. Это – точка в рассказе Брэдбери. Которую автор сценария Томас Доннелл размашисто исправляет на запятую.

Я не знаю, сколько раз пришлось перечитать "И грянул гром" продюсерам и сценаристу, прежде чем они решили, что из него можно создать полнометражный фильм. Еще и прикрутить к грустной и поучительной, в общем-то, истории классический хэппи-енд. Я не знаю, зачем вообще потребовалось это делать: тема игр со временем изжевана не хуже нашествия инопланетян. Надеялись переплюнуть то, что снималось ранее? Нет, в самом деле наивно полагали, что способны снять фильм, затмивший бы «Назад в будущее» и «Эффект Бабочки»? Ха. Ха. Ха. Просто хотели срубить денег? При бюджете в полсотни миллионов долларов (что для научной фантастики явно недостаточно) в прокате фильм собрал едва ли десятую часть.

Питер Хайамс – оптимист. Восторженный и наивный. Несмотря на то, что, кажется, даже сама судьба была против выхода этого фильма на экраны (банкротство студии, наводнение в Чехии, где снимался фильм), он доснял-таки картину, выход которой планировался еще на 2002 год. Согнал обратно нанятых актеров, выволок из ближайшего бара запивших горькую программистов и сказал, потрясая в воздухе кулаком: «Ну ни хрена, снимаем дальше!»

И грянул гром.

Перво-наперво, об актерах, раз уж коснулся их. При первом взгляде на список так и хочется крикнуть: «Ба! Незнакомые все лица!» Что-то встрепенулось внутри, когда увидел имя Бена Кингсли. Одна из последних работ – «Бладрейн», – услужливо подсказала память, и «что-то» улеглось на место. В послужном списке Эдварда Бернса и Кэтрин МакКормик я не нашел ничего примечательного, за исключением «Спасти рядового Райна» в фильмографии первого.
Уже это – повод возмущаться. В конце концов, это же экранизация Брэдбери, а не 128 детектива Дарьи Донцовой!
Ну, ладно-ладно... Может, это их роль? Роль их жизни? Роль, после которой они расцветут и засияют на голливудском звездосклоне?
Кингсли, на протяжении всего фильма исправно создающий на лице загадочное выражение нашкодившего мальчишки, откровенно скучающий и украдкой поглядывающий на часы Бернс и ничем не запомнившаяся, кроме как истерикой, МакКормик убедили – высохшие кактусы не цветут.
По тому же принципу (до чего руки дотянутся), видимо, подбирали и сценариста: Томас Дин Доннелл – практически девственник в написании сценариев. И его сразу же кидают на такую тяжелейшую работу: сварганить из 15-минутного чтива вменяемый сюжет на полтора часа. И не просто сварганить, но и довести катастрофу до вселенского масштаба: что ни говори, а смена демократии на диктат и изменение правил правописания – это не такая большая беда для фильма такого ранга. Потому было принято решение: депутатов и демократов сменить динозавроподобными обезьянами, полчищами плотоядных жуков, а грамматическую революцию – всемирным потоп.
Город будущего, путешествия во времени, динозавры... Уже видно, что программистам придется изрядно попотеть... И они попотели, одной рукой листая учебник «Основы HTML», а другой беспорядочно расшвыривая по экрану пикселы. Глядя на чудовищ, задаешься вопросом: «Что же хуже – внешний вид или анимация?» К концу фильма приходишь к выводу, что все. Город будущего выглядит просто ужасно. Крайний шок я испытал, увидев, что фильм датируется 2005 годом. Век высоких технологий, а взглянешь на экран, так этот город рисовал еще сам Бредбэри на заре бурной молодости.
Отбросим город и сосредоточимся на людях. Напомню, действие происходит в 2055 году. Видимо, население Чикаго-2055 живет, одеваясь по законам хитроумного модельера, руководствующегося правилом: «Все новое – хорошо забытое старое». Иначе откуда все эти плащи и шляпы а-ля «Крестный отец»?
При таких недостатках спасти фильм вряд ли можно. Лишь подсластить пилюлю. Чем? Ну, давайте попробуем самим действом.
Увы...
Начну с того, что злоупотребили принципом «Если в первом акте на стене висит ружье, то в десятом оно обязательно выстрелит». В роли ружья выступает оранжевая бабочка величиной с кулак, навязчиво порхающая в пределах видимости половину того времени, что герои проводят в прошлом. Даже если не читать рассказ, уже можно догадаться, что явно неспроста насекомое-мутант навязчиво тычется в лицо одному из участников сафари.
Далее возьмем хотя бы такой незаменимый атрибут каждого боевика, как смерть кого-то из героев. Думаю, каждый из нас хотя бы раз в жизни, но думал: «Почему он(а) орет, вместо того, чтобы бежать?» Не думали? Ничего, сейчас...
Итак, бабочка благополучно упокоилась на подошве, временные волны неумолимо изменяют город, гориллорапторы весело скачут по улицам, пожирая людей... Герои удирают на машине от летящих за ними чудовищ. Одно существо отдирает крышу машины и вцепляется в доктора. В машине полдесятка человек. У всех, включая доктора, есть оружие. Тем не менее, они почему-то вместо того, чтобы открыть пальбу, начинают истошно верещать, пока существо делает доктору агрессивный массаж плеч. Секунд через десять доктор пожалел-таки голосовые связки товарищей и позволил существу вытащить себя из машины.
Еще несколько несуразиц, и добираемся (ура!) до конца... Первый хэппи-энд, от которого у меня на глаза навернулись слезы. Причем отнюдь не радости.

В общем, что я могу сказать... Лучше бы они перенеслись не на 60 миллионов, а всего лишь на сотню лет назад. Нашли бы мальчика по имени Питер и отбили у него охоту становиться продюсером. Если будущее бы и изменилось, то только к лучшему.

Оценка: 5,5

Автор: Astil