Элвис - рецензия на фильм

Элвис (Elvis)
США, 2005
Режиссер: Джейсм Стивен Сэдвит
В ролях: Джонатан Рис Мейерс, Рэнди Куэйд

Я большой поклонник творчества Пресли. Поэтому я не мог пропустить фильм, посвященный его творчеству, а после просмотра не смог удержаться от изложения собственных впечатлений. Мне хотелось бы подготовить других поклонников творчества Короля (еще больших, чем я) к тому ужасу, что им придется пережить в процессе просмотра. Предупреждаю сразу: ругаться буду цензурно, но крепко, поэтому фанатам фильма, если таковые вдруг найдутся, читать нижеизложенное крайне не рекомендуется.

Итак, начнем по порядку. Первый удар – сразу под дых: роль короля досталась подлому теннисисту из «Матч Пойнт». Великий Аллен изобразил такого незабываемого червя, безнравственного карьериста и подлеца, что этот типаж грозит остаться за ним до конца карьеры. Вы не поверите, но мудрый режиссер углядел этот типаж именно в отвратительно исполненной роли короля рок-н-ролла, потому что «Элвис» вышел годом раньше. Это поистине удивительно, но насколько гармонично Рис Мейерс смотрелся в роли теннисиста-неудачника, настолько же нелепо он смотрится в роли рок-н-рольной суперзвезды. Жалкое подобие Короля дергающееся на сцене под фонограмму.

Спешу заметить, что «Элвис» – это далеко не первый опыт экранизации биографии музыкальной знаменитости. Подобные фильмы всегда строятся на актере, исполняющем главную роль. Иногда этот актер фотографически похож на знаменитость, как в «Рэй» или «Дорз», иногда схожесть весьма условна, но роль вытягивает искренность и темперамент, как в «Бэкбит» или в гениальной «Птице». «Элвис» приземлился точно между двух стульев: Рас Мейер настолько же отдаленно похож на оригинал, насколько далек от Пресли флегматичный темперамент актера. Хуже наверное был только Куэйд в роли Джерри Ли Льюиса.

Конечно, определенное сходство есть. Но добиться его весьма несложно: благодаря популярному стереотипу, любой брюнет с начесом и бакенбардами имеет шанс быть обозванным доморощенным Элвисом. По понятным причинам мне трудно оценивать и сравнивать внешнюю привлекательность Элвиса и Риса Мейерса, но одно я знаю точно: Элвис всегда завоевывал зрителя своим безмерным обаянием. Конечно, была ослепительная улыбка и звучный голос, в конце концов все сводилось природному обаянию. Даже если Король лажался, то это вызывало только восторг. Элвис на сцене затмевал всех, так же как его кумир Брандо затмевал всех на экране. Губа вверх и полуприкрытые веки на синкопу, отмах руки в такт, рывок всем телом с расслабленной головой – все это врожденная музыкальность и абсолютная раскованность перед зрителем. Как раз то, что не сумел изобразить Мейерс. Его губа вверх – это нервный тик, рука в такт – это движения деревянного маятника, а рывки всем телом – эпилептические судороги. Прошу заметить, я не утверждаю, что Рис Мейер – плохой актер, поскольку у Алена он сыграл более чем достойно. И в фильме «Элвис» он тоже очень старается, но, во-первых, это абсолютно не его роль, а во-вторых, Седвит – не Ален, и сравнивать режиссуру просто несерьезно.

Раз уж мы заговорили про актеров, нельзя не упомянуть о еще одном серьезном ляпе. На роль четырнадцатилетней Присциллы выбрали великовозрастную девицу, отдаленно похожую на ослепительную супругу Короля. Она отчаянно изображает наивного подростка, закатывая глазки, надувая губки и пряча за широким платьем третий размер бюста. И получается не актерская игра, а типичное женское кривляние, которое мужики частенько называют «бабья дурь», а особо язвительные женщины в полголоса замечают: «старая вешалка корчит из себя девочку».

Пожалуй, хватит яду, поскольку на самом деле не все так плохо, как может показаться из написанного. Есть в фильме и положительные стороны, одна из которых – реальная биография Короля, лежащая в основе сюжета. Даже зрителю, далекому от рок-н-ролла интересно будет смотреть, как юный Элвис повсюду ходит с гитарой, целует маму в щеку при любой возможности и тащится в кинозале с «Дикаря» Брандо. Да, можете обвинять меня в предвзятости, но я по-прежнему считаю, что Брандо – это основа всех культов, в том числе и имиджа Пресли. А откуда, по-вашему, взялись длинные косые баки и кожаная куртка с поднятым воротником? В фильме тема поклонения Брандо проходит вскользь, но достаточно четко: самая большая мечта Пресли была хоть раз сняться в роли подобного уровня. Но только к концу шестидесятых Пресли наконец понял, что в кино его воспринимают исключительно как певца. А до этого понимания была куча прибыльных мьюзиклов с дурными сюжетами, но восхитительными песнями.

Есть в фильме очень яркий персонаж, я бы даже сказал центровой, поскольку Риса Мейерса он легко задвигает – менеджер Полковник в исполнении Рэнди Куэйда. Один он вытягивает фильм из сладкой сказки в реальную биографию. Его задача – выжать из Пресли максимум денег, и для этого он использует все возможные средства. Перед зрителем раскрывается вся кухня раскрутки местечковой звезды до уровня объекта поклонения безумных толп. Эта сюжетная линия написана и снята вполне грамотно, поэтому смотрится очень интересно. Чего нельзя сказать о линии личной жизни Короля и о фрагментах концертных выступлений. Сцены явного слезовыжимания в виде телефонных разговоров с мамой, оформленные под романтические скрипичные, занимают добрые минут сорок, промотав которые, зритель ничего не потеряет. Я понимаю, что трепетное отношение к матери – это немаловажная часть характера Пресли, но изображать ее такими дешевыми шаблонными средствами – это, извините, уровень мексиканских сериалов.

Про концерты хочется заметить следующее. Сразу видно, что сценаристы и режиссер очень долго и вдумчиво смотрели концертные записи Пресли, поскольку декорации, грим и костюмы выполнены на самом высоком уровне. Но спрашивается, зачем все это, если на сцене вместо Короля стоит зажатый Рис Мейер? Да, они воссоздали студию, в которой Элвис записал свои знаменитые Comeback Special, подобрали такой же свет, такие же инструменты, но оригинальный концерт знаменит далеко не этим. Король, который сидит в коже посреди сцены и, ухмыляясь, отпускает остроты в адрес музыкантов – повторить это невозможно в принципе, тем более Рису Мейеру.

Резюмирую. Серенькое кино про великого человека, безбожно затянутое по времени. Рекомендуется только фанатам, интересующимся биографией и согласным терпеть Элвиса в амплуа теннисиста-неудачника. Решившимся на просмотр рецепт будет такой: ни в коем случае не смотреть концерты Элвиса Пресли как минимум месяц перед просмотром, а в процессе держать палец на кнопке FWD. Увидите как Элвис хватается за телефон, чтобы поболтать с мамой или идет к телевизору разрыдаться над похоронами Кеннеди – сразу жмите перемотку, это сократит время просмотра и слегка улучшит впечатление от фильма.

Автор: another_boy