Одуванчик - рецензия на фильм

Одуванчик (Tampopo)
Япония, 1985
Режиссер: Юдзо Итами
В ролях: Тсусомо Ямадзаки, Квен Ватанабе, Коши Якусо

Кинематограф - семейное искусство Итами. Но если Манасаку Итами снимал фильмы про самураев, которых безмерно уважал, то его сын Юдзо Итами основной своей темой выбрал презрительное высмеивание «современных самураев» – якудза. За что и поплатился в последствие собственной жизнью.

До периода сатиры над теми, кто, как оказалось, совершенно не понимает шуток, Итами сделал пару работ на отвлеченную тематику. Фильм "Одуванчик" (по японски - Тампопо) - это начало творчества режиссера, первое кино, прошумевшее далеко за пределами родины.

В целом жанр фильма можно охарактеризовать так: тончайшая пародия на американское кино. За основу Итами взял один из архетипов мирового кинематографа - обретение себя в труде. Каждый вспомнит хотя бы один фильм, где у главного героя есть некоторое дело, которое не очень получается, затем в ситуацию вмешивается доброжелатель, идет процесс тренировки и постижения тонкостей искусства и, наконец, - цель достигнута, персонаж обрел совершенство, фильм пришел к хэппи-энду, зрители аплодируют-аплодируют-кончили-аплодировать. На эту тему достаточно и азиатского кино (герой изучает боевое искусство), и американского (герой строит свою карьеру или обретает семейные ценности). Итами сделал некое обобщение – типично американский сюжет, развивающийся по японским канонам.

Стряпуха Тампопо владеет небольшим ресторанчиком, где никогда не бывает много посетителей. Двое добрых дальнобойщиков (см. Галкин и Гостюхин) берутся ей помочь в достижении вершин ресторанного бизнеса. До абсурда сюжет доводит фирменное блюдо, которое будет учиться готовить Тампопо - лапша. Не суши, не роллы, не рыба и не рис. Именно лапша – что-то типа печально известного доширака, только домашнего приготовления.

Далее следует детальное исследование взлетов и падений поварихи Тампопо на поприще изучения секретов приготовления лапши. Будет здесь и подкуп, и промышленный шпионаж, и имиджевое влияние, и даже типичные для таких сюжетов ночные кошмары главного героя, в которых поверженные конкуренты объявляют войну. Куча высмеянных штампов, которые искушенный зритель без труда узнает самостоятельно.

Есть в фильме один своеобразный элемент, назовем его «сюжетной витиеватостью» Кино строится по принципу изложения байки словоохотливым рассказчиком. Словно иногда рассказывающий увлекается и, затронув какую-то интересную тему, постепенно отходит от основной канвы сюжета, уводя нас очередными историями совершенно в другую сторону. Но затем, как бы опомнившись, вновь возвращается к недосказанной основной истории. Достаточно интересный и оригинальный прием, спустя пару десятилетий взятый на вооружение голливудскими сценаристами.

Кроме пародии на американское кино, в фильме содержится пародия на американского зрителя. Человек в белой шляпе, никак не связанный с основным сюжетом, в начале фильма возмущается перед камерой в кинозале. В фильме он появляется несколько раз, в последний раз в самом конце, умирая от пуль. Смерть зрителя – азиатский ответ Барту, который писал о смерти автора. Смерть зрителя, привыкшего к шаблонному кино.

«Одуванчик» рекомендуется киноманам, обладающим гибким чувством юмора. Некоторые остроты сугубо азиатские, и нам, европейцам, никогда их не понять. Нужно условиться, что, дескать, вот здесь японцу было бы смешно. Но по большей части фильм содержит тонкий юмор универсального характера. Хороший и светлый фильм.

Автор: another_boy