Крик (1978) - рецензия на фильм

Крик (The Shout)
Польша, 1978
Режиссер: Ежи Сколимовский
В ролях: Алан Бэйтс, Сьюзан Йорк, Джон Херт, Тим Кьюри

Это единственный на моей памяти фильм, главным героем которого является звук. "Крик" можно смотреть с любым переводом или без него, с любым качеством картинки, но - обязательно с хорошим звуком, на хорошей акустике и с приличной громкостью. Иначе, фильм не пойдет.

Главное достоинство картины – совершенно безумный саундтрек в духе раннего творчества Рыбникова. Малая часть - органная музыка, а в основном – совершенно фантастические, неповторимые звуки. Вслушайтесь в фон: никакого общего размазанного шума типа ветра или гула толпы. Одиноко и неестественно звонит церковь, в лесу поет неизвестная науке птица, таинственным гулом поет хрустальный бокал. Все кристально чисто и раздельно друг от друга.

Сколимовский предпринял интересную попытку моделирования звуковосприятия психически больного человека, выразив это в работе звукорежиссера, синтезирующего новые звуки естественного происхождения. Если на порядок увеличить громкость привычного нам тихого звука - мы получим нечто новое. По Сколимовкому, именно так воспринимает мир человек с нарушенной психикой. Приглушенные разговоры, и громкие фоновые звуки.

Сюжет фильма - это клинический бред безумца. В лице постороннего человека, наблюдателя (одна из первых ролей Тима Кьюри), мы попадаем в дурдом, где невольно выслушываем рассказ одного из постоянных жителей этого особняка – Кроссли (Алан Бейтс). Вкратце рассказ звучит так: незнакомец Кроссли самым наглым образом приходит в дом некоего музыканта Филдинга (Джон Херт), нарушая жизненный уклад его семейства (см. Теорема Пазолини). Кроссли рассказывает о себе довольно жуткие истории про то, как он 18 лет жил в Австралии и обучался тайнам черной магии местных шаманов. Одно из приобретенных искусств – смертельный крик, услышав который, немедленно погибает всякое живое существо. Используя свои магические способности, Кроссли полностью подавляет страхом Филдинга и подчиняет своей власти его супругу. Великий маг, что тут еще скажешь.

И пора бы уже этой истории завершиться хэппиендом, если бы только не одно противоречие: в момент рассказа Кроссли находится в дурдоме, и нет здесь ни подчиненной женщины, ни ее запуганного супруга. Поэтому, чтобы хоть как-то притянуть конец своей романтической истории к суровым реалиям действительности, Кроссли изобретает совершенно бредовый финал: запуганный, но смекалистый Филдинг буквально откапывает на пустыре тайны власти над местными жителями, а за Кроссли непонятно откуда является полиция: "вы арестованы за убийство ваших детей". Именно так, по словам расказчика - властью расколотого камня с пустыря и силами полицейских, великий австралийский маг оказывается в сумасшедшем доме.

Возможно, Кроссли сочиняет прямо на ходу но, скорее всего, вся эта история - навязчивая идея. В рассказе ярко выражены несколько четких фиксаций - дети, церковь, супружеская измена, власть над женщиной - которые позволяют выстроить достаточно четкую интерпретацию рассказанного. Истинная история такова: пациент Кроссли считает себя магическим героем-любовником, отбивающем женщину у растяпы-мужа. Кто эта женщина? Местная медсестра или бывшая жена. Как он попал сюда? Возможно, свихнулся на молитве, не выдержав факта супружеской измены. Так или иначе, психическое расстройство налицо. Ярко выраженный бред, приправленный всевозможными фобиями и манией преследования.

Стоит отметить, что, не смотря на безумный сюжет, кино очень легко и внятно смотрится. Известный детский писатель Стивен Кинг в своей "Пляске смерти" включил "Крик" в личный список самых страшных фильмов. Я бы не назвал его страшным. Скорее шизовым. Ощущение безумства передается совершенно бесподобно - акварельные цвета, чуть размытая картинка и извращенное звуковосприятие. Поэтому фильм рекомендуется любителям ранних работ Поланского, а также интересующимся психическими расстройствами.

Автор: another_boy