Misery - рецензия на фильм

Название: Мизери (Отчаяние)/Misery
Первоисточник: «Мизери» Стивена Кинга (1987)
Жанр: Триллер
Режиссер: Роб Райнер
В главных ролях: Джеймс Каан, Кэти Бейтс
Продолжительность: 107 минут
Год: 1990
Страна: США

Пол Шелдон – писатель с мировым именем, автор серии бестселлеров о девушке по имени Мизери. Читатели захлебываются эмоциями, следя за судьбой любимой героини. Критики превозносят Шелдона за невероятную реалистичность персонажей. Миллионы долларов текут в карманы писателя...
И никто не знает, насколько Мизери достала Пола. Никто не знает, что над последними книгами этой серии он работал, скрежеща зубами. Он чувствовал, как из творца превращается в ремесленника, и его тошнило от этого.
И однажды Пол не выдерживает: в конце очередной книги Мизери умирает.
Теперь Шелдон чувствует себя на все сто. Плевать на то, что он только что собственноручно свернул шею курице, несущей золотые яйца, плевать на то, что тысячи и тысячи домохозяек в конце книги будут хвататься за сердце, а потом уйдут в затяжную депрессию. Важно лишь то, что он сбросил с плеч камень, которые однажды придавил бы его своей тяжестью.
Полный новых идей, Шелдон работает над новым романом под рабочим названием «Быстрые машины». Ему легко и свободно описывать жизнь Тони – простого угонщика автомобилей. Как глоток чистого воздуха после мира Мизери образца 19 века!
Закончив роман, Пол откупоривает бутылку шампанского, после чего садится в машину и едет в Нью-Йорк к своему литературному агенту, дабы предоставить ему экземпляр книги об автоугонщике. Нет, даже не так... Чтобы предоставить ему экземпляр «книги не о Мизери».
Но до агента он не доезжает, попадая в страшную аварию в глухом местечке неподалеку от небольшого городка.
Спустя некоторое время Пол Шелдон приходит в себя в каком-то доме. У него разбито лицо, сломана рука, раздроблены обе ноги. Но он жив! Жив благодаря Энни Уилкс – женщине средних лет, в прошлом медсестре и, по совместительству, его самой преданной поклоннице. Она обещает ему, что как только на дорогах растает снег, а поврежденная снежной бурей телефонная линия будет починена, сразу отвезти его в больницу. А пока она будет ухаживать за ним изо всех сил: ведь такая честь лицезреть любимого автора у себя в гостях.
Но уже совсем скоро Пол понимает, что у Энни очевидные проблемы с психикой.
Что она не просто любит его книги о Мизери, а живет ими.
И что выпускать его из своего дома она не собирается...

На протяжении всего фильма между писателем и «поклонницей № 1» идет борьба. Она берет силой и безнаказанностью. Он терпит удары, перенося физические и моральные страдания, – от перелома лодыжек до принуждения сжечь свою рукопись – единственный экземпляр «Быстрых машин». Терпит в надежде нанести всего один ответный удар, но сокрушительный, который закончит его мучения. Она борется за жизнь любимой Мизери, заставляя Пола написать продолжение «специально для нее». Он – за свою собственную, потакая прихотям Энни и стараясь ничем не поколебать шаткое равновесие ее психики.
Для людей, читавших книгу, отмечу, что самые кровожадные сцены в фильм все же не вошли: сцена кромсания лица молодого полицейского газонокосилкой, равно как и эпизод, где Энни отрубает Полу ногу, заменены альтернативными, более мягкими решениями.

Что, по сути, может предложить фильм без спецэффектов и лишь с двумя основными персонажами, один из которых практически полностью недвижим, а второй появляется в кадре не столь часто? Ответ прост: сюжет и актерскую игру.
Если за сюжет можно быть спокойным (Стивен Кинг, как никак), то вот при взгляде на строку «В ролях» можно испытать определенные сомнения. Актеры, и правда, не слишком известные. Но, как ни странно, это и становится весомым плюсом.
Можно было, конечно, вместо Джеймса Каана, чьими единственными заметными работами были роли в «Крестном отце» и «Роллерболе», снятых в начале 70-х, и Кэти Бейтс, которая и вовсе звезд с неба не хватала («Долорес Клейборн» и «Титаник» были уже после), пригласить знаменитостей, чьи имена притянули бы внимание еще нескольких поклонников кино. Но в том-то и проблема, что знаменитости пришли бы уже с хвостом ролей и ассоциаций, что категорически недопустимо для фильма подобного типа. Скажем, тот же Брюс Уиллис (беру грубый пример) смотрелся бы в роли беспомощного писателя просто глупо. Несмотря на то, что его можно, в общем-то, представить в такой роли, но кто из зрителей не ждал бы, вспоминая боевики с его участием, что вот-вот он вскочит с кровати и раскроит ударом гипса череп ненормальной медсестры?
А Каан и Бейтс, между тем, великолепны. Верхом актерского мастерства можно считать ту сцену, когда Энни врывается к Полу после того, как узнала, что Мизери мертва. Честно, от вида искаженного безумством и злостью лица женщины у меня аж мурашки по коже пробежали. Насколько удачно Кэти удается передать ненормальность своей героини, настолько же удачно Джеймс показывает страх писателя.

«Мизери» - не самый простой для экранизации роман. Как бы ни была хороша картина, но книге она проигрывает именно за счет того, что невозможно в фильме передать все воспоминания, чувства, страхи и ощущения Пола Шелдона, которые мастерски описывает Кинг.
Тем не менее, сценарист Уильям Голдман внес весомый вклад в то, что картина получилась настолько интересной. Не став решать проблему озвучиванием мыслей писателя или, не дай бог, закадровым голосом, он оставляет особенно сложную в этом смысле часть книги вне фильма, доверившись грамотной смене планов, музыкальному сопровождению и, опять же, актерской игре.
Фильм держит в напряжении с момента знакомства с Энни и до финальной сцены, которую я, признаюсь, смотрел стоя и не моргая.

Я нечасто рекомендую фильмы к просмотру: слишком велика послать человека на просмотр фильма, о котором у него может сложиться мнение, кардинально отличающееся от моего.
Но сейчас я рискну посоветовать посмотреть «Мизери». В идеале – пересмотреть после ознакомления с первоисточником.

За роль Энни Уилкс Кэти Бейтс получила «Оскар» и «Золотой глобус».

Автор: Astil