Девственницы-самоубийцы - рецензия на фильм

Девственницы-самоубийцыДевственницы-самоубийцы (Virgin Suicides)
США, 2000
Режиссер: София Коппола
В ролях: Кирстен Данст, Джош Хартнетт, Джеймс Вудс, Кэтлин Тернер

 

Этот фильм – идеально подходит для написания рецензии. Каждый, занимавшийся написанием хотя бы одного развернутого опуса по фильму, знает, что самое важное – не наспойлить. Но с другой стороны, если не спойлить совсем ничего - то говорить будет, соответственно, не о чем. В большинстве случаев, в качестве компромисса, используется прием «завлекание зрителя»: автор описывает основную фабулу фильма, а вместо развязки рисует витиеватую фигу. Далее намеками идут выражения: концовка потрясает, неожиданный финал, есть отсылки к сериалу про Коломбо и так далее до слов «оценка - 10».

Повторюсь, «Девственницы-самоубийцы» – идеальный вариант, поскольку в самом начале фильма в качестве подарка нас ждет нормальный и здоровый спойлер. Не шекспировское смутное предсказание сюжета, чтобы зритель ломал голову, кто же тут рожден не женщиной, как роща научится ходить. Самый обычный спойлер: пять девочек, школьниц из благополучной семьи, благополучно покончили жизнь самоубийством. После спойлера, нас ждет более-менее последовательное изложение событий, предшествующих этому самоубийству. Но не от автора, а с позиций очевидцев и участников событий. Это является ключом ко второму слою фильма, предназначенному для упертых киноэстетов.

Для начала сам сюжет буквально в двух словах. Все это уже много раз написано и прочитано, поэтому смотревшие фильм и читавшие хотя бы одну рецензию могут смело переходить к следующему абзацу. Для незнакомых с фильмом пишу. В фильме поднимается извечная проблема отцов и детей (матерей и дочерей), спроецированная на современную американскую семью с четким акцентом на подростковый суицид как социальную проблему. Пуританская мать и тряпка-отец составляют крепкий родительский тандем, который держит в страхе пять юных дочерей. Два инцидента – самоубийство психически неустойчивой младшей сестры и домашний арест после ночной гулянки старшей – провоцируют массовый психоз, групповое самоубийство. Это внешний слой.

Второй слой фильма, менее очевидный – проблема сплетен вокруг громких событий. Небольшие различия в рассказах людей, от имени которых ведется повествование и явно обозначенные псевдообъктивные сцены, наталкивают опытного кинокопателя на мысль, что где-то здесь можно выкопать кое-что интересное. Каждый может вспомнить случай из детства, когда в школе с ровесником случилось что-то скандальное. И сразу в памяти всплывет куча баек, рассказанных про этого ровесника. Так и в фильме, нарочито яркие сюжетные нестыковки и противоречия центральных образов девочек вполне легко объясняются, если учитывать, что рассказ по памяти ведут люди, обладающие хорошей фантазией. Обратите внимание на сцены, в которых четверо мальчишек представляют, как поехали бы с сестрами в отпуск. Полная псевдореальность, вплоть до фотографий. Отсюда и секс на крыше, который придумали счастливые обладатели подзорной трубы. И развратное поведение старшей сестры перед самоубийством - сигарета в зубах, легкие приставания к юным поклонникам: явное противоречие образу девочки, строго наказанной родителями. Схема такая же, как и с псевдофотографиями кругосветных путеешствий: один сказал, а здорово было бы съездить с ними в отпуск, другой ляпнул, а я видел, как она на крыше трахается... и пошло-поехало подростковое воображение. Итог второго слоя фильма таков: «Совы не то, чем они кажутся»(с). По меньшей мере, половина показанного и рассказанного на экране – школьные байки, сплетни подруг и фантазия мальчишек. Поэтому смотрите внимательно и выделяйте реальность самостоятельно.

Собственно, в целом об экранизации уже очень много написано. И режиссуру Софочки похвалили, и музыку Air на ipod'ы закачали, и главные актерские роли не оставили без рукоплесканий, поэтому я лишь скромно присоединюсь к уже много раз написанному и порекомендую фильм ценителям хорошего кино. Тем более, что на втором плане здесь засветились Дени Де Вито – вызывающий улыбку одним упоминанием своей фамилии, а также несравненный Джеймс Вудс – уникальный актер, с завидным мастерством исполняющий роли как еврейских гангстеров-предателей, так и галлюцинирующих продюссеров-порнографов. Здесь им, конечно, особо развернуться не удалось (Де Вито вообще пропал в эпизоде), но все равно приятно видеть на экране эти старые знакомые лица. Резюмирую. Хорошее двухслойное кино. Внешний слой – молодежное кино, оформленное как культовое, внутренний слой – неплохой квест для киноэстетов.

Автор: another_boy