Земля мертвых - рецензия на фильм

Земля мертвых рецензияЯ люблю живых мертвецов. Нет, не так… Я люблю фильмы про живых мертвецов. Всегда их любил. А недавно задумался, откуда такая тяга к ходячим трупам?

Возможно, я в очередной раз себя обманываю. Может не в этом дело, но… Кажется, я понял корни своей страсти к подобным фильмам. Это то, что нас всех объединяет. Кто бы ты ни был: бухгалтер или сотрудник спецслужб, гламурная фотомодель или уборщица в общественном туалете, министр образования Российской федерации или исландский китобой; через каких-нибудь пару – тройку десятилетий, твое тело станет кормом для червей. Ничто не спасёт, ни социальное положение, ни акции компании «Майкрософт», ни высшее образование, ни выгодный брак – ничто. Рано или поздно придется познакомиться с матерью сырой землей. Все равны перед бездной физической смерти.
Не совсем, правда, понятно почему все-таки мне это нравится… Ну да ладно…
Итак, фильм «Земля мертвых». Режиссер Джордж Э. Ромеро.
Мир изменился… Это стало совершенно очевидно в тот вечер, когда чернокожий работник бензоколонки взял в руки шланг, чтобы заправить очередную машину. Очередной машины не было… Постояв несколько секунд, он понял, что её уже никогда не будет. Мир изменился… Самым главным желанием вдруг стало не стремление к деньгам, карьерному росту, домашнему уюту или любви. Все это заменила страсть к теплой человеческой плоти. Той плоти, которая стала недосягаемой мечтой для этого негритянского автослесаря, как, впрочем, и для миллионов других жителей планеты. Хотя слово «жители», тут явно не подходит. Наш чернокожий здоровяк (слово «здоровяк» тоже не подходит) давно уже мертв, и только по какой-то безумной причине всё ещё продолжает «жить». Но такая «жизнь» его не устраивает. Мир изменился, и надо изменяться вслед за миром. Уже нельзя играть в оркестре, чинить машины, плясать в группе поддержки местной футбольной команды и сводить дебет с кредитом. Теперь какие-то люди гоняют на мотоциклах по улицам заброшенных городов, запускают в небо удивительно красивые цветы, и, пока ты любуешься чудесным зрелищем, отстреливают тебе голову. И – самое главное! Эта жажда теплой живой плоти… От неё не скрыться, не убежать, и ничем не заглушить. Только вкус окровавленного сочного мяса ненадолго притупляет чувство постоянного голода.
И наш герой начинает меняться… Это происходит не сразу, шаг за шагом. Но этот путь приводит к отличному результату – надменные люди жестоко платят за свою беспечную гордость. Так было уже не раз… Помните? Наш корабль самый большой, он просто непотопляемый! Мы работаем в самом сердце крупнейшего города мира, в огромном небоскрёбе, что может его разрушить? Наша экономика самая стабильная, никакое стихийное бедствие не может на неё повлиять! Мы создали оазис среди мира, погруженного в хаос, у нас самая лучшая система безопасности, мы все ещё короли мира, и тупые мертвецы ни за что не догадаются перейти реку по дну!
Они догадались. Они перешли. Они уничтожили блокпосты, и разбили пуленепробиваемые двери. Они в очередной раз доказали – люди слишком самоуверенны и горды. Мне кажется, Ромеро использует мертвецов как стихийное бедствие, как всего лишь способ, чтобы выявить и в очередной раз вытащить на свет божий человеческие пороки и заблуждения. (Хотя ему, несомненно, нравится это «эстетика» каннибализма и разлагающейся плоти.)
В финале наш чернокожий герой сойдется в схватке со своим антагонистом, тем, кто стоял во главе этого маленького человеческого государства. И совершенно справедливо выходит из неё победителем. Искренность мертвеца должна победить лицемерие живого. Мертвецы жаждут одного – есть людей. Это, конечно, эгоистично, зато честно. Они этого не скрывают за высокими словами об «ответственности», о «заботе о нуждах населения»… Они просто жрут всех до кого могут добраться. А люди, делая то же самое, прикрываются красивыми словами.

Честно говоря, фильм мне, конечно, понравился, но я не в восторге… Ничего особенного. Ничего такого, что хотелось бы увидеть ещё раз. Никаких особенно глубоких мыслей из картины мне почерпнуть не удалось. Хотя, может быть это моя проблема.
Ну, понятно – никогда не надо опускать руки, даже если ты мертвец-автомеханник, это ещё не значит, что ты не можешь быть революционным вождём, радикально изменившим положение своего народа. Понятно, что тут аллюзии на современный мир, со всеми вытекающими… Ясно, что человеческая глупость и порок всегда были, есть и будут, до тех пор, пока весь мир не сгорит в огне Апокалипсиса. Но особой глубины не видно.
Порадовал, конечно, специфический юмор, постмодернистские посылы автора к собственным предыдущим работам, или появление в кадре дочери соратника по ремеслу. Кадры штурма небоскреба мертвецами, напомнили сцену взятия Зимнего из какого-то фильма начала прошлого века.
Признаться, особой идентификации с главным героем у меня не произошло, так что сопереживать ему не очень-то хотелось. Немного покоробило то, что экипаж этого суперброневика (как он там назывался?), только что, без особых колебаний, собирающиеся выпустить заряд ракет по городу, вдруг, спешит на помощь к жителям этого самого города, спасая их от атаки мертвых. Хотя, возможно, им просто все равно кто командует – Райли (Саймон Бейкер) или Чоло (Джон Легуизамо). Да и финальная сцена с салютом, тоже что-то должна означать, но мне не понятно что. А ладно… Чего морочиться – понравилось - и ладно, доволен - и замечательно, не все же фильмы должны чему-то учить, правда ведь? Так что, кино конечно хорошее, но вот иметь его в домашней коллекции неохота.
Кстати еще одна мысль. Вам не показалось странным, что мертвецы в основном среднего и молодого возраста? По идеи, все-таки большинство людей умирает в старости, а тут дедушек и бабушек среди «ходунов» че-то маловато, я так и не вспомню, были ли они вообще. Можно конечно предположить, что не все мертвецы оживели, а только самые «свежие», да и, так сказать «инфицированных», т.е. тех, кого уже потом покусали, среди зомби тоже полно. Но все равно пенсионерок должно быть гораздо больше.

Автор: Лжеюзер