9 рота или простое кино - мнение

9 рота мнениеНазвание: 9 рота
Страна: Россия, Финляндия, Украина
Жанр: Боевик, Драма, Военный
Год: 2005
Режисер: Федор Бондарчук
В ролях: Федор Бондарчук, Алексей Чадов, Михаил Евланов, Иван Кокорин, Артем Михалков, Константин Крюков, Артур Смольянинов, Михаил Пореченков, Ирина Рахманова, Алексей Серебряков

 

Только ленивый не писал про фильм Федора Бондарчука «9 рота». Я, хоть и ленивый, тоже вставлю свои 5 копеек. Мне в целом понравилось, без восторгов, правда.

Сначала, мне не нравилось… Казалось бы, я должен полюбить героев, они должны быть мне симпатичны. А они мне не нравились, что-то автор не сильно старался показать их привлекательными. А потом я понял. Главные герои – обыкновенные люди, привлекательного в них должно быть ровно столько, сколько и во всех остальных, то есть немного.

Обыкновенные парни… Ничего в них особенного. Так до конца, ничего в них особенного и не открылось. (Тут можно поспорить… Сказать, что раньше они были мальчиками, а стали героями. Согласен, но процесс становления героем так незатейлив, что кажется – ничего не изменилось.) Тем не менее, хоть и идентификации с героями у меня не возникло, сопереживанием я проникся.

Кто-то из «критиков» назвал героев фильма картонными. Такие же картонные, как и все люди. Автор сознательно не развивает их характеры, по крайней мере, явно. Нет жестких конфликтов, которые помогли бы развитию характеров; есть несколько эпизодов, но именно эпизодов, а не сюжетообразующих вещей. Все просто.

Фильм тоже прост. Кто-то на ЛиРу писал, что картина отличается душевностью даже духовностью. Про душевность – не знаю, просто не понимаю, что имеется в виду. А духовности я никакой не заметил. Особого сюжетного стержня, интриги вокруг которой вертелся бы сюжет, тоже нету. Фильм состоит из различных эпизодов – призывной пункт, учебка, на стрельбище, в казарме, на занятиях по взрывному делу, перелёт в Афган и т.д. Герои дружат, ссорятся, дерутся, снова дружат – на самом деле не одной из этих линий режиссер не даёт развития. Мы просто наблюдаем за их жизнью. И, наблюдая, начинаешь втягиваться, сопереживать…

Всё здесь просто, мне показалось, что все сцены из этого фильма я уже видел раньше. Действительно, все запоминающиеся, (да и не очень запоминающиеся тоже), кадры из фильма уже были в американских, (хотя почему только в американских? – в любых) фильмах про войну. Когда начиналась какая-нибудь сцена, я уже представлял, как она может закончиться. Да, фильм повторяет по структуре «Цельнометаллическую оболочку» и «Взвод»; да, кадры взрывающегося кишлака сильно смахивают на «Апокалипсис сегодня»; да, когда в кадре появляется афганский мальчик, я уже чувствую, что он выстрелит в спину нашему солдату, как уже бывало к куче фильмов. Ну и что же?
Что, Федор Бондарчук такой дурак, что не мог своего чего-нибудь придумать? Взял и просто растащил по кадрам чужие фильмы? А может ничего уже придумать и нельзя? Или не нужно? Этот фильм буквально архетип фильмов про войну. Все узнаваемо, но ведь это нам и нравится, правда ведь? Или я один такой?

Фильм снят хорошо. Чувствуется бюджет. Самолёты падают, танки горят, кишлаки взлетают на воздух. Такого в нашем кино не было, насколько я помню.

Некоторые кадры, по мне так слишком пафосные, не… не пафосные… клиповые что ли, например где прапорщик Дыгало горюет среди поля алых тюльпанов. Прикольненько… Улыбнулся.

Многие «интернет-критики» пишут, что фильм имеет огромное количество ляпов и нестыковок. Я вот, например, тоже заметил, что пару раз люди в кадре движутся только ради движения, или – сидят четыре человека и ковыряют лопатками землю – как будто в песочек играются. Ну, так вот.… Каждому кто когда-нибудь имел хоть малейшее отношению к съёмкам фильма, совершенно ясно, что такие накладки НЕИЗБЕЖНЫ. Без них кино просто невозможно, вы слышите - НЕВОЗМОЖНО! Я, например, часто их замечаю, но такие «ляпы» для меня никак не влияют на оценку фильма.

Самая большая претензия – фильм снят по реальным фактам, но этим фактам не соответствует. Тут ещё одна большая проблема – кто чего ждёт от фильма.

Расскажу свою точку зрения. Я не изучаю историю по кинокартинам. Я не думаю, что так всё на самом деле и было. Скажу страшную вещь – мне не очень-то и хочется узнавать, как было на самом деле. Кино – художественное произведение, и даже если оно основано на реальных фактах, то всё равно должно строиться по законам драмы. «Смешно требовать от истории достоверности. Кусок жизни — это то, что вы можете получить задаром перед входом в кинотеатр. А драма — это жизнь, из которой вырезано все скучное», – вот как говорил о кино А. Хичкок. Я с ним согласен.