Рецензия к фильму "Одержимость". Одержимость бессмертием

О том, что просто так никто Гран-при на фестивале Сандэнс не берет, наглядно свидетельствует "Одержимость" Дэмьена Шазелла – один из лучших фильмов года, полный неимоверной силы, таланта и особенной злости, заставляющей что бы ни случилось двигаться вперед по жизни.Фильм о джазе и молодом парне, попадающем в труппу резкого старика, привыкшего в качестве учебного метода швырять в головы ученикам стулья, выходит далеко за рамки музыки. Это картина с большим вопросительным знаком в конце, ставящая весьма интересную и страшную одновременно проблему о том, как далеко нужно или возможно зайти, чтобы стать легендой, и от чего для этого придется отказаться, а что потерять. "Одержимость" - мастерский, точно взвешенный и выверенный фильм, где нет ни одной лишней сцены. Будто режиссер постоянно щелкает над вашим ухом пальцами, гоня действие дальше и дальше, диалог за диалогом, момент за моментом. Одним словом, полтора часа пролетают незаметно, и когда вдруг наступает конец, сердце на мгновение застывает, не желая верить в то, что это действительно все. По жанру драма, еще и снятая явно на ограниченный бюджет под руководством продюсера Джейсона Блума (отстраивающего сейчас через свою компанию настоящую империю малобюджетного хоррора), вжимает вас в кресло не хуже супергероического экшена, а местами и успешнее. Жизнь главного героя Эндрю (Майлз Теллер) нелегка, и жестокий преподаватель (Дж.К. Симмонс) вместе со всеми законами подлости делает ее похожей на насыщенный триллер. Сюжет очень динамичный, а сценарий искусно смешивает домашние проблемы героя с любовными и с ученическими. Все закручено в такую плотную спираль, спускающую постоянно все ниже и ниже в глубину отчаяния Эндрю, а герой вызывает такую близость, что сочувствовать ему легко. Переживая вместе с ним все превратности судьбы, искренне болеешь, чтобы в конце концов он достиг таки своей мечты.Майлз Теллер, которого еще предстоит всем увидеть в следующем году в римейке “Фантастической четверки”, выдает шикарную игру. Он постоянно находится в напряжении. Его игра - гораздо более физическая, чем духовная - немедленно цепляет, наэлектризовывает в зале воздух, буквально вытаскивает из души все эмоции.Парирует Дж. К. Симмонс, заметно более сдержанный и оттого еще более пугающий. Будь он тихо шепчущим, но взбешенным тираном, или собранным, поглощенным музыкой, дирижирующим оркестром учителем, его глаза никогда не теряют железного хладнокровия и затаенной хитрости. Симмонс настолько упивается злостью своего персонажа, бросающего смешные, но издевательские шуточки, что экран никогда не теряет его присутствия. Даже когда он не на экране, его игра в предыдущей сцене будет преследовать зрителей не меньше, чем она преследует Эндрю.Режиссер добивается невероятной сбалансированности фильма. Неожиданные повороты сюжета чередуются с фантастическими музыкальными номерами, смонтированными настолько точно и ярко, что захватывает дух. События развиваются стремительно, но последовательно, не давая передохнуть. Даже в более или менее спокойных сценах, Дэмьен Шазелл находит пространство для интересных находок: операторских, цветовых или музыкальных.Отвести глаза от “Одержимости” не получится еще долгое время после просмотра: фильм не только западает в душу, но и благодаря отличным оценкам критиков, наверняка пропишет себе билет на "Оскар". Это сильное кино. Оставляющее душу в смятении, а разум в размышлении. Бьющее наповал. Открывающее глаза. Которое можно, нужно, важно посмотреть на большом экране. Лишь с самым небольшим преувеличением - гениальное.

Автор: OlegD

Категория: