Свидание с собой ("Враг")

Смотрится фильм очень тяжело. Это такая урбанистическая шизофрения, медлительная, напрочь лишенная драйва, с обилием тягостных пауз в немногочисленных разговорах-репликах, блеклой песочной цветовой гаммой, практически без ощущения саспенса. Для психологического триллера, на который настраиваешься заранее, это кажется абсурдным и вызывает даже раздражение, так что хочется сразу же после сеанса выбросить из головы фильм со всеми его посылами и смыслами. Но тем не менее он не отпускает и требует оглянуться еще и еще раз. Сюжеты о двойниках, раздвоении личности и сознания, параллельных жизнях в кино не новы. И преподносятся более динамичным, эмоциональным и даже веселым образом. Но в неподвижности и тягостной медлительности, которую в качестве формы избрал режиссер Дени Вильнев, есть свой стиль и смысл.

История несложная. Невзрачный преподаватель истории в колледже Адам (Джейк Джилленхол) живет довольно бесцветной замкнутой самодостаточной жизнью, скрашивая ее регулярным сексом с ненасытной и успешной подругой Мэри (Мелани Лоран), столь же регулярно смотрит во сне шизофренические мрачные кошмары с эротическими мотивами и большими пауками. Случайно на видео-кассете из проката видит актера (тот же Джейк Джилленхол) — свою буквальную копию. На свою беду начинает его искать и как наркоман подсаживается на желание попробовать чужую жизнь, которая мало того что его не сбывшаяся мечта (он хотел стать актером), но еще и полна того, чего ему так не хватает в своей — нежной любящей жены (Сара Гадон), острых ощущений и странных тайн.

Все полтора часа Вильнев и Джилленхол искусно водят нас за нос, отстраняясь от интерпретации подоплеки событий, позволяя самим гадать над смыслами и выбирать устраивающий нас вариант. Историк Адам и актер Энтони — буквальные двойники? Во всем, даже отметинах на теле? Вероятность этого события ничтожна, но конечна, а, значит, реальна. Может быть, они когда-то разлученные близнецы, не подозревавшие о существовании друг друга? Не зря в фильме появляется мама Адама (Изабелла Росселлини), женщина явно с богатым прошлым, которая таки роняет фразу с многими смыслами. Но продолжить расследование в этом направлении Вильнев отказывается и мама мелькает лишь в камео. Или объяснения происходящего кроются в нервных расстройствах героя, типичных для типичного жителя современного мегаполиса (фильм снят в Торонто) с его запредельными стрессами? Раздвоении личности? А возможно, двойник Адама просто его фантазия? Или бредовый сон? К концу фильма, кстати, грань между реальностью и сонным кошмаром уловить трудно. Последний психоаналитичсеский вариант пожалуй более уместен в контексте психологического триллера.

И даже история к финалу как бы пытается очень прихотливым образом соединить двойников в одно, "похоронив" цинизм и сделав ставку на гуманистические ценности. Но непонятно, сколь окончателен и серьезен Вильнев в этой попытке, потому что, повторю, грань между сном и явью окончательно стерлась. И если в следующую минуту, оставшуюся уже за рамками фильма, герой "проснется", то все будет альтернативно. О пауках, которыми насытил фильм режиссер. Паук в мифологии — символ зла и дьявола, ткущего паутину для душ грешников; символ кровожадности, неутомимости в плетении сетей для привлечения удачи. Паук во сне — скрытые страхи, состояние, близкое к помешательству, сосредоточенность на собственной личности, трудности общения. Из общих соображений это намек на темную изнанку души, помещенную в оболочку милого тихони без претензий, и явную психическую нестабильность героя.

Почему фильм назван "Враг"? Вряд ли просто для разнообразия, чтобы не путать с прочими двойниками. В контексте истории и Адам, и его двойник, или скорее alter ego Энтони, враги в первую очередь сами себе, но невольные, как заигравшиеся дети, которые забыли о враждебном окружении и необходимой бдительности. Джейк очень хорош. Трудно представить кого-то на его месте. Он начинал в кино с артхаусных проектов ("Донни Дарко", "Парень из пузыря"), стойко держится хорошего авторского кино и ролей с очень непростым психологическим рисунком. При его внешности, подходящей для ролей супер-героев, и соблазнах современного развлекательного кино, в которое вкладываются большие финансы, эта позиция заслуживает уважения. Джейк мастерски и довольно скупыми средствами, что особенно ценно, делает свои персонажи живыми, запоминающимися, и прочно удерживает зрительское внимание. Его игра — лучшая часть фильма. Это уже второй их совместный с Вильневым проект после "Пленниц", несмотря на некоторые минусы заслуживающий внимания.

В порядке эксперимента, добавившего еще один слой и без того многослойной истории, возможно, следовало бы роли Сары Гадон и Мелани Лоран также объединить одной исполнительницей. Они и так достаточно похожи, но интриги это добавило бы. Хотя с трудом представляю, кто из современных молодых актрис смог бы это осилить. Фильм далеко не мейнстримовый, весьма специфический, возможно, излишне и непривычно медлительный, но особые любители киноделикатесов найдут в нем много вкусностей и отсылок к классикам жанра психологического триллера и "экранного абсурда". И возможность порешать психологические ребусы after party. Не знаю, на какой ноте заканчивается роман Жозе Самараго "Двойник", экранизацией которого стала лента, но обилие вопросов, поставленных финальной сценой "Врага", добавляет ему под конец живости и вопросов. Режиссер Дени Вильнев по "набору" 2014 становится членом Американской Киноакадемии.

Автор: Constance

Категория: