ProCigar - содружество профессионалов. Доминиканская школа производства сигар

ProcigarProCigar - содружество профессионалов

Доминиканская школа производства сигар

Традиция производства сигар в Доминиканской Республике имеет 100–летнюю историю. К концу XIX столетия здесь уже сложилась школа – интересная и самобытная. Еще в 1903 году в долине Сибао была зарегистрирована первая сигарная фабрика. В начале 60–х годов сюда перебрались кубинские мастера – привезли на новую родину секреты производства, табачные семена. Слияние двух традиций дало импульс расцвету сигарного дела – тогда-то и началась всемирная слава доминиканских сигар.

До недавнего времени доминиканские производители не занимались сообща активным маркетингом. Еще в 80–е годы местные табачные маэстро рассуждали примерно так: я знаю свое дело, у меня отличный табак, отличная скрутка, отличные сигары – так что я всегда найду сбыт.

И вот в начале 90-х годов в мире, в первую очередь в США, на главном рынке доминиканских сигар, начался «сигарный бум». Во много раз вырос спрос, старые производители не справлялись с резко увеличившимся объемом заказов. Да, в общем, они и не собирались гнаться за количеством, поступаться качеством товара, уже успевшего заработать себе доброе имя.

Владельцы именитых брендов решили наладить сотрудничество и встретились на фабрике La Aurora в конце 1992 года – так родилась Ассоциация производителей сигар Доминиканской Республики (Asociacion de Productores de Cigarros de La Republica Dominicana, Inc.), или ProCigar. На сегодняшний день в нее входят крупнейшие сигарные дома Доминиканы: Tabadom Holding, Inc., General Cigar Dominicana, Manufactura de Tabacos S.A. (Matasa), La Aurora, S.A., Tabacalera de Garcia, Ltd., UST Industries International, Inc. и Tabacos Quisqueyanos, S.A. С самого начала Ассоциация стала чем-то вроде закрытого клуба сигарщиков «старой закалки». В этой небольшой стране все табачники и их семьи знакомы десятилетиями, так что давним друзьям и конкурентам не составило труда выработать план сотрудничества. У них был общий идеал, подтвержденный традициями и проверенный временем, – дорогие, но высококлассные сигары. Первым делом они заключили джентльменское соглашение о технике скрутки и об использовании только высококачественного табака. Это было непростое решение: рынок, в первую очередь североамериканский, требовал количества и доступных цен. Встречаясь пару раз в месяц на веранде старейшей La Aurora, члены Ассоциации обменивались новостями, обсуждали дела, делились информацией о новых поставщиках. Главной проблемой доминиканцев всегда была нехватка покровного листа нужного качества (что, собственно, и поныне ограничивает количество высококлассных доминиканских сигар) – ее тоже решали сообща.

А вскоре доброе имя Доминиканы оказалось под угрозой. «Сигарная лихорадка» нарастала и манила охотников за быстрой прибылью: новые табачные фабрики открывались по всей долине Сибао. Дантисты и риэлтеры, бизнесмены и бывшие полицейские полагали: достаточно закупить сырье, сколотить пару навесов и посадить под них местных самодеятельных торседоров, и только успевай отгружать «настоящие доминиканские сигары».

Цены на табак тогда возросли в несколько раз – новоявленные фабриканты попросту скупали его втридорога у плантаторов. В 1996 году в стране было меньше десятка сигарных фабрик, к концу 1997 года – более сотни (сегодня их всего около двадцати). Новички даже и не собирались серьезно отслеживать качество своих изделий. Традиционные производители сначала смотрели на них со снобизмом, потом – с негодованием, но в результате поняли: надо что-то делать. Джентльменское соглашение оставалось в силе, деловая взаимовыручка работала, но настало время поведать миру, что такое лучшие доминиканские сигары.

Члены Ассоциации начали делать общий презентационный стенд на RTDA, ежегодном табачном саммите, и несколько лет давали совместную рекламу в специализированные издания. Вместе заказывали и финансировали статистические и маркетинговые исследования. Следующим шагом стала специальная маркировка – своего рода гарантийный знак качества от ProGigar. Правда, золотую эмблему с изображением перекрещенных флага Доминиканской Республики и сигары можно встретить не на всех коробках – владельцы Davidoff, например, предпочли сохранить единство дизайна своей упаковки, а некоторые международные бренды просто не захотели ассоциироваться только с Доминиканой.

К сожалению, правительство страны все эти годы демонстрировало великолепное равнодушие к единственной отрасли, надежно пополняющей ее бюджет. Разве что выпустило одну «сигарную» почтовую марку, шаг чисто символический. Долгожданное строительство автомобильных дорог вокруг города Сантьяго и в долине Сибао идет очень медленно. Так что стоит только радоваться за доминиканские сигары, качество которых говорит само за себя.

На фоне маркетинговой мощи кубинской Habanos S.A., государственной монополии, доминиканские производители явно проигрывали в продвижении своего товара. Каждый прорывался сам, действовали разрозненно, и не у всех были деньги на полномасштабную раскрутку или на дорогостоящую рекламу. Стоит ли тратить силы на неравную борьбу с Habanos S.A., которая к тому же объединила усилия с Altadis Group, одной из крупнейших в сигарном бизнесе транснациональных корпораций?

Некоторое маркетинговое уныние Хендрику Кельнеру и его товарищам вскоре удалось победить. А Мануэль Кесада, владелец компании Matasa, как-то в разговоре сформулировал новую идеологию Ассоциации: «Когда ты покупаешь Partagas или Rafael Gonzalez – прославленные кубинские старые бренды, – то как бы они ни были хороши, за ними сегодня никто не стоит. В отличие от Кубы здесь, в Доминикане, за каждым известным брендом, за каждой сигарой все еще стоят конкретные живые люди. И если кому-то в коробке моих/сигар попались чуть пересушенные, всегда можно набрать телефонный номер и спросить: Маноло, что с тобой? И я с удовольствием их поменяю».

ProCigar – это сообщество ярких индивидуальностей. Энергичный лидер Ассоциации – неоспоримый знаток сигар и табаков Хендрик Кельнер, глава компании Tabadom (знаменитые бренды Davidoff, AVO, Griffins). Активно участвуют в работе потомственный кубинский табачник Мануэль Кесада (компания Matasa производит сигары Fonseca, Casa Blanca, Cubita), потомок первых доминиканских фабрикантов Гильермо Леон (на его фабрике делают La Aurora и Leon Jimenes). С удовольствием ставит на своей продукции эмблему ProCigar Хуан Клементе, независимый владелец маленькой фабрики, который в одиночку объездил европейские столицы, знакомя Старый Свет со своими сигарами.

Объединенные усилия компаний – членов Ассоциации укрепляют авторитет Доминиканы как сигарной страны. Меняются подходы к бизнесу, к распространению сигарной культуры, возникают новые проекты. Большую роль здесь должны сыграть и лекционные курсы ProCigar, задача которых – формировать истинных профессионалов, артистов своего дела. Слушатели, прошедшие аттестацию, получат диплом «витолье», а вместе с ним и возможность трудоустройства в сигарной отрасли (см. hecho a mano № 9). Сведущие афисионадо, они будут прививать самой широкой аудитории вкус к сигарам вообще и к доминиканским в частности.

Сегодня члены ProCigar завоевывают позиции в некогда «прокубинской» Европе. Доминиканские сигары (кроме, пожалуй, AVO, Davidoff и Juan Clemente) пока еще недостаточно представлены в Старом Свете. Однако если на французском и британском рынках кубинцы сегодня явно доминируют, то на немецком рынке Доминиканская Республика уже обогнала Кубу (55% проданных сигар против 30%). В ближайшее время в стране пройдут красочные и многолюдные фестивали. До сих пор подобные торжества проводились здесь только под эгидой Davidoff, но сегодня всем табачникам страны есть что праздновать. Доминиканские сигары пользуются в мире устойчивым спросом. Совершенно очевидно, что благодаря деятельности ProCigar популярность эта будет расти и впереди нас ждет немало интересных событий.

Автор: Николай Смирнов
 

Категория вне кино: