Сигарная индустрия Филиппин

Сигарная индустрия Филиппин

История про то, как европейцы перехитрили китайцев и завезли американский табак на Филлипины. А теперь возят обратно...

Путешествовать по свету табак начал 15 октября 1492 года. В этот день, как известно, индейцы острова Гуанахани принесли матросам корабля «Карабела Пинта» из экспедиции Христофора Колумба немного сушеных листьев. А чуть позднее, 6 ноября, возвратившиеся с берега на корабль Родриго де Херес и Луис де Торрес рассказали, что видели, как мужчины и женщины «пьют» дым из трубки, называемой на местном наречии «табако». Так испанцы открыли для себя и для Европы табак.

Другая нация мореходов – португальцы – проложила путь на восток вдоль побережья Африки и далее через Индийский океан. В одном из таких путешествий в 1501 году корабль Педро Алвареша Кабрала сбился с курса и вышел к побережью Бразилии – еще одной страны, где был популярен табак.

Моряки, вернувшиеся из плавания, привезли с собой в Португалию семена бразильского табака, по всей вероятности, сорта Nicotiana Rustica, а также привычку курить трубку. Они же распространили эту привычку на восток.

На вопрос о том, когда и как табак добрался до Филиппин, нет однозначного ответа, но существует множество версий, гипотез, свидетельств. Как бы там ни было, табак там прижился.

Спасибо Магеллану?
До того как в Юго-Восточную Азию прибыли европейцы, торговлей в этом регионе занимались в основном китайцы. Прямых подтверждений тому, что они продавали табак, не существует, однако имеются косвенные свидетельства, что предприимчивые китайские купцы видели курящих табак моряков и вполне могли организовать подобный бизнес.

Не исключено также, что табак на Филиппинах появился после того, как Магеллан открыл в 1521 году прямой маршрут от Акапулько до Филиппин. А возможно, это произошло на пятьдесят лет позже, когда Мигель Лопес де Легаспи покорил Манилу. В общем, семена табака периодически попадали на Филиппины из Португалии и Мексики.

Мнения о качестве филиппинского табака до нас дошли разные. Приезжие иностранцы считали его неплохим, а вот испанские знатоки отзывались довольно нелестно. Возможно, речь идет об узколистном сорте табака, известном под названием Laguiuay, который в районе гряды Карабалло выращивало горное племя игоротов.

Филиппинский исследователь Мариано Е. Гутьеррес в 1960 году выдвинул гипотезу, что табак на остров завезли индо–малазийцы, попавшие на Филиппины с азиатского материка. Некоторые считают, что табак выращивали здесь еще до прихода испанцев и португальцев, но никаких письменных свидетельств этого не обнаружено. Есть версия и о том, что табак попал в южную часть Филиппинского архипелага в доисторические времена из Южной Америки через Австралию.

Известный исследователь, автор атласа Herbarium Amboinense Г. Румпф в своих воспоминаниях приводит слова некоего старика–китайца по имени Амой с острова Ява. По словам Амоя, его предки еще до прихода португальцев использовали табак как лечебное растение. Однако о том, что табак до прихода европейцев курили, ничего не известно.

Так или иначе, почти наверняка можно считать, что филиппинский табак происходит из Южной Америки и завезли его на остров европейцы.

Китайцам разгуляться не дали
Если в Вест-Индии испанцы начали выращивать табак в коммерческих масштабах уже в 1534 году, то на Филиппинах его долго разводили для собственного потребления – курение сигар было весьма популярно среди местного населения.

Поверенный испанской короны в Маниле де Виана рассказывал, что коренные филиппинцы начинают курить раньше, чем думать. Эта страсть к табаку сыграла в судьбе страны немаловажную роль.

К середине XVIII века Испания, получавшая большие доходы от деятельности созданных ею монополий в своих колониях в Европе и Америке, обратила взор и на Азию, в частности на Филиппины, которые тоже были испанской колонией. Вдохновленные успешной деятельностью табачной монополии в Мексике, в 1768 году испанские власти решили повторить опыт на Филиппинах.

Первое, что они сделали, – выслали из страны около 30 китайских «купцов», которые с 1745 года фактически контролировали табачный бизнес на внутреннем рынке Филиппин.

Затем наняли крестьян, чтобы они выращивали табак, и начали строительство фабрики. Однако для организации полномасштабного производства табака монополии не хватало качественных семян, и поставки табака шли из Мексики, под юрисдикцией которой находились тогда Филиппины. Причем стоимость табака вычиталась из ежегодной субсидии, которую Манила получала от Мехико.

Большие партии семян на Филиппины доставили знаменитые галионы, курсировавшие между Акапулько и Манилой. Считается, что первые двести унций самого лучшего кубинского табака были привезены на борту галиона «Сан-Клементе».

По законам монополии весь табак выращивался только имеющими лицензию фермерами и сбывался только администрации. Если качество табака не соответствовало стандарту, его уничтожали: такую жесткую дисциплину установили испанцы. Монополия же устанавливала цены на табак–сырец и готовую продукцию.

В том, что монополией руководили власти, для фермеров были свои плюсы и минусы. С одной стороны, при государственном регулировании фермеры ни за что не отвечали, и все проблемы за них решала администрация монополии.

В частности, специальные чиновники отвечали за сбор табака у работавших на монополию фермеров, занимались организацией переработки листьев в сигары, сигареты и нюхательную смесь, а также сбытом готовой продукции. По сравнению с Мексикой, где табак продавали не менее пятисот мануфактур (cigarreras), в Маниле таких мануфактур было всего три.

С другой стороны, у администрации не всегда находились деньги, чтобы расплачиваться с фермерами. Бывали времена, когда из-за низкого урожая табак становился дефицитом. Физическая и психологическая зависимость от никотина заставляла крестьян покупать табак даже по завышенным ценам. А в некоторых регионах люди начинали курить листья папайи и других растений.

Монополия появилась 200 лет назад
Первая государственная табачная лавка, estanquilla, открылась спустя целых 13 лет после начала деятельности монополии. Еще через год, в 1782 году, в манильском районе Бинондо начала работу первая табачная фабрика.

Спустя всего год на ней работало уже свыше тысячи человек. Еще через два года губернатор Хосе Баско и Варгас получил разрешение расширить производство и довести число рабочих до пяти–шести тысяч. Через некоторое время объем производства позволил полностью удовлетворить потребности местного рынка. Доходы от табачного производства росли. Например, в 1800 году этот бизнес принес казне более 500 тысяч песо – вдвое больше, чем за десять лет до этого.

К 1830 году основным поставщиком табака стала долина Кагаян. Испанцы научились выращивать на Филиппинах табак самого высокого качества, как это удавалось им раньше только на Кубе и в Доминикане.

За рубежом неуклонно возрастал спрос на темный мягкий филиппинский табак. И в 1837 году администрация начала экспорт табачного листа. Табак превратился во второй по значению предмет экспорта после сахара. Помимо дохода табачное дело имело для испанцев принципиальное значение: это была отрасль хозяйства, которой они овладели в совершенстве.

Тем не менее к 1860 году обозначились первые признаки упадка табачной монополии. Расцветали контрабанда, незаконная торговля, коррупция. Падение доходов от табачной отрасли и рост административных издержек привели к тому, что в 1880 году монополия была окончательно ликвидирована. А через год пять государственных фабрик объединились в состав Филиппинской генеральной табачной компании (La Compania General de Tabacos) со штаб–квартирой в Барселоне. Появилась новая монополия, но уже частная. Основателем и первым президентом компании был Антонио Лопес и Лопес, маркиз де Комиллас.

Компания выпускала такие марки сигар, как Meisic, Cavite, Malabon, La Princesa и La Iloana.

Стал развиваться и мелкий бизнес. По официальным архивным данным, спустя два года после ликвидации государственной монополии производством сигар занимались 117 мелких сигарных фабрик и не менее 280 семейных сигарных цехов.

На острове Лусон дождливая погода

Северная часть Филиппинского архипелага - остров Лусон – оказалась наиболее благоприятной для выращивания сигарного табака. Еще в 1787 году один из моряков французского корабля «Лаперуз», бросившего якорь в Маниле, писал в письме на родину, что «табак на острове Лусон – самый лучший в Азии».

Идеальные климатические условия, когда в течение девяти месяцев стоит сырая погода и всего два–три месяца продолжается сухой период, как нельзя лучше подходят для выращивания начиночного табака. Здесь используют такие гибридные сорта, как Vizcaya, Simmaba, Espada, Repolyo, общим предком которых является Nicotiana Tabacum. Знаменитые сорта сигар Alhambra и La Flor de la Isabela и поныне относятся к числу ведущих сортов. Сигары La Flor de la Isabela выпускаются в широком диапазоне размеров и форм. Появились и другие сорта, например, серия «1881», а также Don Juan Urquijo.

Сигару Don Juan Urquijo создал в 1995 году Альфредо Салинас, известный кубинский сигарный мастер, в течение некоторого времени работавший в Маниле. Для начинки он взял табаки Mata Fina и Piloto Cubano, в качестве связующего - лист филиппинского табака Vizcaya, а покровного – Коннектикут, выращенный в Эквадоре.

Типичными филиппинскими сигарами можно назвать El Conde de Guell (их еще называют «слоновьей ногой»). Самый популярный формат – Cortado, он известен своей необычной конической формой. В ассортименте выпускаемых на Филиппинах сигар есть Double Corona, Corona Larga и Pyramid. Еще одно дополнение ассортимента – сигарилла с короткой начинкой из того же табака, что и Don Juan Urquijo. Близость Явы и Суматры, где выращивают великолепный покровный лист, позволяет делать закупки именно там.

Филиппинские сигары составляются из табаков различного происхождения. Помимо филиппинских Simmaba или Vizcaya в качестве начиночного табака и связующего листа используют Mata Fina из Бразилии и Piloto Cubano из Доминиканы.

В рейтингах западных сигарных журналов филиппинские сигары регулярно получают высокие баллы. Местные производители и сегодня строго придерживаются правил, установленных еще прежними испанскими владельцами, в частности, начиночный табак вызревает не менее трех лет, а покровный лист – еще дольше. Еще одна важная черта филиппинского табака – отличное качество горения.

В настоящее время в связи с общим упадком табачной отрасли филиппинская сигарная промышленность переживает нелучшие времена. Например, крупнейшая и старейшая фабрика La Flor de la Isabela производит в год около 5 миллионов сигар. При том, что у компании есть возможность выпускать 12–15 миллионов. Мощности второй по величине компании – Tabaquera de Filipinas – тоже загружены всего на треть. Однако табачники надеются, что кризис скоро минует и начнется сигарный бум.

Автор: Жак Мелконян

Категория вне кино: