Табак в истории Китая

На древних (V век до н. э.) китайских струнных инструментах нередко встречаются изображения курильщиков с трубками. Вряд ли трубки эти набиты табаком; китайские исторические документы и арабские хроники ничего не сообщают о потреблении табака в Поднебесной до 1550 года.

Так завоевывает табак Поднебесную

Согласно летописям династии Мин (1573–1620), табак был завезен в Китай в 1550 году из Лусона, с севера Филиппинских островов.

В 1573 году Лусон захватили испанцы, которые и начали здесь коммерческое выращивание табака. Табачные семена поступали морем, из мексиканского города Акапулько. Чуть позднее, в 1601 году, португальцы завезли табак на остров Ява, а в 1605 году – в Индию.

С незапамятных времен, задолго до появления европейцев, китайские купцы активно торговали в странах Юго-Восточной Азии. Их заинтересовало это новое растение, которое они назвали dan-pa-gu, воспроизводя, таким образом, испано-индийское tabaco.

Знаменитый шансийский лекарь-«табакотерапевт» Чжан Цзяйбин писал, что в период поздней династии Мин табак начали выращивать в провинциях Фуцзянь и Гуандун. Чжан Цзяйбин лечил табаком змеиные укусы, простуду, малярию, холеру и другие болезни.

Из провинции Фуцзянь табак пришел на север – в провинцию Ганьсу. Когда одна из областей провинции Юньнань была охвачена малярией, заболела вся расквартированная там армия, кроме одного батальона. На вопрос, почему так случилось, солдаты отвечали, что все они... курят. Возможно, сначала табак попал с Филиппинских островов на Тайвань, а уже потом – в материковый Китай. Население прибрежных провинций Ганьчжоу и Фуцзянь могло познакомиться с табачными растениями в конце XVI – начале XVII века. Китайские крестьяне быстро освоили выращивание ароматного пурпурного табака Nicotiana Tabacum, завезенного испанцами из Мексики. Менее популярный вид Nicotiana Rustica, с желтыми цветками (подобный русскому махорочному табаку), вероятно, завезли португальцы. Он прижился на севере Китая, в провинции Сычуань.

Нюхательный табак в Китае

Вскорости табак начали употреблять мужчины и женщины всех возрастов. Помимо великого множества элегантных курительных трубок различной формы, были в употреблении и кальяны, пришедшие сюда из Персии. Кальяны делали в провинции Ганьсу, где выращивали самый лучший кальянный табак. Здесь необходимо заметить, что курение опия в Китае выросло из курения табака. Трубки для курения опия появились в начале XVIII века на Тайване. До этого опий принимали в виде пилюль или жидкости.

Как и в других странах, употребление табака в Китае периодически запрещалось. В 1612, 1638 и 1641 годах выходили строгие запретительные императорские указы – ослушникам отрубали голову. Но – так же, как и во Франции, в России, в Испании, – запреты были беспомощны и недолговечны.

Перетертый в пыль, иногда ароматизированный, нюхательный табак в XVI–XVII веках стал необыкновенно моден в Европе. Его употребляла знать и богатые чиновники при большинстве европейских монарших дворов. Вскоре мода дошла до Азии (Китая, Японии, Тибета, Индии). Особенно способствовали распространению на Восток нюхательного табака миссионеры-иезуиты, которые были в XVII веке очень влиятельны при дворе императоров Маньчжурской династии. Императорский двор бесперебойно получал готовый нюхательный табак из Европы. Поставками занимались португальцы, обосновавшиеся в Макао. В 1685 году нюхательный табак впервые упоминается в числе ввозимых товаров, а вскоре в столице Поднебесной начинается собственное производство.

В Пекине – исключительно для императорского двора – производили нюхательный табак с особыми целебными и бактерицидными свойствами. Его хранили в стеклянных сосудах-бутылочках, вдыхали в каждую ноздрю с маленькой лопаточки из слоновой кости. Лучше «императорского» табака был только кантонский. Табак был разных оттенков: от салатового до изумрудно-зеленого, розового или цвета сои. В качестве ароматизаторов использовали мяту, камфару и жасмин. В XVIII веке хороший нюхательный табак обменивали по весу на серебро. В столице его можно было купить у местных католиков, а в Шанхае – у магометан из города Лань-чжоу, что на севере Китая.

Особенно ценился французский нюхательный табак. На его упаковках были изображены королевские лилии – эту царственную эмблему выбрали для себя пекинские торговцы. Неудивительно, что именно Франция, где привычка нюхать табак охватила весь высший свет, экспортировала этот обычай в Китай. Славилась продукция парижской табачной мануфактуры М. Робилляра. Производство партии высококачественного табака занимало три года и четыре месяца: ровно столько продолжался период ферментации и дозревания табака. Хорошо выдержанный нюхательный табак был предметом особого вожделения ценителей. Американский антрополог Бертольд Лауфер, посетивший Китай в двадцатые годы прошлого столетия, видел у местных торговцев стариной табак возрастом, как утверждалось, в сто и более лет.

Рождение китайской табакерки

Популярность нюхательного табака в Европе вдохновляла лучших ремесленников и ювелиров на создание золотых и серебряных табакерок, украшенных драгоценными камнями. В Китае зародилось производство стеклянных бутылочек-табакерок. Их украшали эмалью по металлу и стеклу, использовали фарфор, жадеит, нефрит, хрусталь или янтарь и экзотические материалы: бамбук, кокосовый орех и кожуру мандарина.

История китайских стеклянных табакерок-бутылочек поистине удивительна. Один из самых ранних экземпляров хранится в коллекции Кена К.Л. Ло, он датирован 1646 годом и подписан: «Сделал Чжэнь Рончжань во втором году правления императора Шуньчжи». Другая ранняя бутылка относится к 1653 году. Ее изготовил мастер Чжэн Цзуньчжан, и хранится она в Чикагском музее естественной истории.

Табакерки династии Цинь

Поистине великолепны китайские табакерки династии Цинь (1644–1912 гг.). Циньский император Шеньчжу, правивший с 1662 по 1722 год под девизом Канси («процветающее и лучезарное»), был сильным и мудрым правителем, открытым для западной культуры и науки. Современник первого российского императора Петра I, он покровительствовал европейскому стилю в прикладном искусстве. К 1680 году он организовал при своем дворце в Пекине несколько мастерских. Искусству нанесения эмали китайских мастеров обучали иезуиты, работали здесь и мастера-французы – вот почему некоторые бутылочки отмечены явным европейским влиянием. В 1715 году члены иезуитского ордена Штумпф, Суарес, Буве и Перренин преподнесли императору две табакерки-бутылочки. Период Канси дал нам замечательные табакерки из нефрита, фарфора, халцедона и стекла.

Еще один период расцвета китайской бытовой культуры приходится на царствование императора Гао-дзуна (1736–1795). Правил он под девизом Цянлун («непоколебимое и славное»), и весьма успешно: границы империи расширялись, население выросло со 143 миллионов в 1741 году до 200 миллионов в 1762 году. Богатство империи отражалось в роскоши быта высшего чиновничества и знати. В этот период также были созданы замечательные табакерки.

Поначалу их делали только при дворце. Табакерками обменивались приближенные императора в знак милости и признательности. Сегодня опытные коллекционеры охотятся именно за табакерками из императорских мастерских, поскольку изготовленные за пределами дворца копии не достигали художественного уровня оригиналов. Постепенно любовь к табакеркам охватила все слои населения. В 1830 году в своей книге «Китайцы» (The Chinese) сэр Фрэнсис Дэвис писал, что китайца редко можно увидеть без табакерки. С падением династии Цинь в 1912 году пришло в упадок и прикладное искусство, в том числе – искусство изготовления табакерок, хотя некоторые мастера хранят эту традицию – несколько уникальных вещиц были выполнены сравнительно недавно.

Сегодня коллекционеры китайских табакерок есть во всех концах света. Созданное в 1968 году в США Общество любителей китайских табакерок получило в 1974 году статус международной организации. Достаточно сказать, что только в Гонконге известно тринадцать великолепных частных коллекций, не говоря уже о музейных собраниях.

В этой статье вы познакомились с некоторыми выдающимися экспонатами музея Ритберг в Цюрихе (Швейцария), а также образцами, представленными в частных гонконгских коллекциях. 

Автор: Жак Мелконян