Доверяй, но проверяй («Нечто»)

Новое «Нечто», приквел одноименного культового фильма ужасов 1982 года (который, в свою очередь, является ремейком фильма 1951 года) рассказывает о том, что именно случилось на той самой норвежской станции, которую исследовали герои картины восьмидесятых. Как именно существо выбралось из глыбы льда, в которой было заключено; откуда взялись обгоревшие останки, одновременно похожие и непохожие на человеческий скелет; и как вообще боролись за свои жизни норвежские полярники в компании молодой аспирантки из Штатов – именно об этом рассказывается в современной интерпретации повести Джона Кэмпбелла «Кто идет?».В общих чертах Маттису ван Хейнигену все же удалось сохранить атмосферу, созданную Джоном Карпентером. Но с некоторыми оговорками. Во-первых, трансформирующиеся груды мяса и плазмы выглядели, действительно, устрашающе в восемьдесят втором году, даром что спецэффекты в фильме для своего времени были на уровне. Но в наш век, век искушенного в ужасах зрителя, напугать обилием крови и рваного мяса становиться все сложнее. Это касается и «Нечто», в котором страх беспардонно подменяется то отвращением, то интригой.

А во-вторых, сказалась замена звуковой дорожки. По-другому, конечно, и быть не могло, но, несмотря на неплохой послужной список, Марко Белтрами не смог дотянуть до Эннио Морриконе! Если в первом фильме музыка, наряду с интригой была неотъемлемой частью саспенса, то в нынешнем она по большей части лишь празитирует на отдельных, особенно напряженных моментах.

Возвращаясь к интриге, стоит отметить, что практически весь фильм держится на ней одной. Копируя Карпентера, Хейниген задает своим героям смертельную головоломку, «кто есть кто» в закрытом пространстве, которая и двигает весь фильм, вызывая в зрителе неподдельный интерес. И вроде бы еще из первой части известно, чем все должно закончиться, но по инерции действие не отпускает до последнего. А самое главное, что предугадать, кто из персонажей является самим собой, а кто лишь оболочкой, в которой скрывается общий враг, просто невозможно. И из-за этого не только возникают параноидальные распри в экранном коллективе, и без того стоящем на краю гибели, но и чувство растерянности среди сидящих в зале.

Лишь финал в этом плане получился неоднозначным. Вместо двух оставшихся в живых героев, подозревающих друг друга, как это было в старом фильме, здесь остается лишь один (Ларс не в счет, он, вместе с собакой — связующее звено между картинами). Но, с другой стороны, даже несмотря на все действия этого последнего выжившего, вроде бы доказывающие, что он – человек, вряд ли с уверенностью можно утверждать, что это действительно так…

Что же касается спецэффектов, то, по большому счету, они ничем выдающимся похвастать не могут. Более того, в нескольких моментах мигом, но проскакивает заметная компьютерная графика, сразу же развеивающая всю создаваемую реалистичность. К тому же, если долго глядеть на монстра, он перестает быть таковым, а потому, чем больше времени проходит, тем все менее впечатляющим кажется инопланетное существо и его всяческие надругательства над своими человеческими личинами.

В актерской игре также ничего особенного нет. Кто-то играет лучше, кто-то хуже, некоторым актерам (в основном второстепенным) просто недостает убедительности. Но, не сочтите меня сексистом, все-таки Курт Рассел в образе главного героя смотрелся на порядок эффектнее, чем Мэри Элизабет Уинстэд. Эдакая мягкая и упрощенная вариация Элен Рипли вроде справляется со своими обязанностями по спасению себя и мира, но делает это не так бойко, как хотелось бы. Да и борода гораздо лучше сочетается с огнеметом, чем маникюр.

Приквел, в общем-то, оказался достойным своего прародителя, но не современным. Оно, в принципе, и понятно — слово приквел в описании касается лишь сюжета, в то время как все остальное до боли напоминает оригинал, превращая новое «Нечто» в почти что ремейк. Но сегодня напугать это может разве что подрастающее поколение, мало знакомое, не побоюсь этого слова, с классикой ужаса. Со своей задачей – напомнить всем начинающим поклонникам этого жанра, что был когда-то такой фильм, грамотно сочетающий в себе инопланетян и паранойю, «Нечто» справился. Но фанаты оригинальной ленты могут пойти в кино разве что для того, чтобы узнать, как все началось, и чем же это закончилось.